Бег восстанавливает метаболиты, связанные с психическим благополучием, и нормализует баланс ключевых гормонов, таких как инсулин и лептин. Однако неправильное питание ограничивает способность мозга генерировать новые нейроны, что говорит о том, что диета все же важна для полноценной работы мозга, сообщает kommersant.ru
Ученые из Университетского колледжа Корка (Дублин, Ирландия) выявили метаболические процессы, которые объясняют, как физические упражнения помогают компенсировать вредные поведенческие эффекты, вызванные питанием в стиле «кафетерия» — когда человек злоупотребляет вкусными, но высококалорийными продуктами. Эти изменения связаны как с циркулирующими гормонами, так и с метаболитами, вырабатываемыми в кишечнике. Исследование, опубликованное в научном журнале Brain Medicine, показывает, что бег может уменьшить проявления депрессии, вызванные рационом с высоким содержанием жиров и сахара.
Команда ученых в течение семи с половиной недель наблюдала за взрослыми самцами крыс, которых кормили либо стандартной пищей, либо разнообразной едой с высоким содержанием жиров и сахара. Половине животных в каждой группе был предоставлен доступ к беговому колесу. Результаты исследования показали, что пробежки оказывали антидепрессивное действие даже на тех крыс, которые питались нездоровой пищей. Концентрация трех метаболитов, которые играют роль в регуляции настроения: ансерин, индол-3-карбоксилат и дезоксиинозин — снизилась из-за диеты с высоким содержанием жиров и углеводов, но восстановились после физических упражнений.
Анализ образцов крови выявил значительные гормональные изменения, которые отразились на поведении животных. У крыс, ведущих малоподвижный образ жизни и питающихся вредной едой, резко повысился уровень инсулина и лептина, но у тех, кто занимался спортом, эти показатели были значительно ниже. Кроме того, были найдены сложные взаимосвязи между питанием и физическими упражнениями, а также другими гормонами, регулирующими обмен веществ. У животных, питавшихся стандартным кормом, физические упражнения повышали уровень глюкагоноподобного пептида 1 (ГПП-1), но у тех, кто питался по типу «кафетерия», эта реакция была слабее. Напротив, физические упражнения повышали уровень пептида YY (PYY) только у крыс, питавшихся вредными продуктами, что позволяет предположить, что компенсаторные гормональные механизмы помогают стабилизировать обмен веществ при низком качестве рациона.
Пожалуй, самым важным результатом исследования стало то, что диета «кафетерия» препятствовала типичному для физических упражнений увеличению нейрогенеза в гиппокампе у взрослых (образованию новых нейронов), о чем свидетельствуют двойкортин-положительные клетки в зубчатой извилине. У животных, которых кормили стандартным кормом, физические упражнения значительно увеличивали нейрогенезис во всем гиппокампе — области мозга, отвечающей за эмоции и память. Это говорит о том, что качество питания может существенно влиять на способность мозга получать пользу от физической активности на клеточном уровне.