У местных выборов, второй тур которых пройдет в воскресенье, 19 ноября, есть одна новая необычная особенность, какой раньше ни у одних выборов в Молдове не было.
Представители правящей в Кишиневе партии PAS президентки Майи Санду заявляют, что те населенные пункты, которые не проголосуют за «проевропейский курс», не будут получать поступающие из Европейского Союза денежные фонды на те или иные проекты развития. Такой подход подтвердила и сама Санду, и зиц-председатель ее партии, спикер парламента Игорь «КрошкаЦахес» Гросу, и другие PAS-овцы. Поскольку никто из представителей самого ЕС введение такого новшества не опроверг, его можно считать выражением официальной политики самого ЕС.
Представители оппозиции возмущаются таким подходом, называют его региональной сегрегацией и расизмом по принципу лояльности к ЕС. Но в действиях Брюсселя и его представителей в Кишиневе в лице партии PAS есть своя логика. Она заключается в том, что ЕС покупает себе лояльность в Молдове: вы поддерживаете курс на евроинтеграцию, мы вам за это даем деньги. Вполне себе прагматичный подход, а главное — честный, откровенно признающий, что ЕС — это про деньги, а не про всю вот эту мишуру про принципы и ценности.
Но из такого подхода могут следовать и неожиданные для самого ЕС последствия. Например, возникает вопрос, вправе ли населенные пункты, в которых не избраны проеэсовские политики, игнорировать законы, правила ЕС и распоряжения и требования его кишиневской администрации в лице PAS?
Допустим, в районном центре X, селе Y, или даже муниципии Z местное население не голосовало за проеэсовских политиков. Могут ли эти административно-территориальные единицы не исполнять на своей территории законы ЕС, которые они считают для себя неприемлемыми, скажем, Стамбульскую конвенцию, легализующую смену пола и ЛГБТ-пропаганду в школах, или ограничения на использование наличных денег, или решения о запрете политических партий и органов печати, или еще что-то, что местные сообщества считают неприемлемой для себя дурью, навязываемой из Кишинева по команде из Брюсселя?
Центральные власти Молдовы, конечно же, скажут, что такое невозможно, что это сепаратизм, что законы едины и обязательны для всех. Но это будет лицемерная позиция. На местах справедливо ответят: вы нас не признаете за нормальных людей, вы нам не даете денег на развитие, но хотите, чтобы мы вам подчинялись — выходит какой-то еэсовский пенитенциар, в котором тюремный режим должны исполнять все заключенные, а блага и удовольствия от администрации достаются только блатным «проеэсовцам».
Другой вопрос: если ЕС и его кишиневские прокси не дают в какие-то регионы еэсовские фонды, вправе ли эти регионы искать фонды и инвестициии не в ЕС? Надо же городам, селам и районам как-то развиваться, а для развития нужны деньги, инвестиции. Допустимо ли искать такие средства, скажем, в Китае, Турции, России, Катаре, в других странах, которые, возможно, и согласятся вложиться в те населенные пункты Молдовы, которые преданы забвению ЕС?
В конечном счете, возникает главный вопрос: возможно ли провозглашение в Молдове «зон, свободных от ЕС» (EU-free zones)? По факту, их уже делают таковыми сами кишиневские власти и их кураторы из Брюсселя, перекрывая им доступ к еэсовским фондам. Будет ли это как-то оформлено и юридически? Хороший вопрос.
Дмитрий Чубашенко