Хотя миграция из сельской местности в города остаётся доминирующей, ежегодно несколько тысяч граждан переезжают в деревни — пенсионеры бегут от городской суеты, а молодые развивают сельский бизнес.
«С 1983 года я постоянно живу в Кишинёве. Я застал времена, когда транспорта было мало, но и последние годы, когда просто невозможно дышать из-за пробок. Я всегда опаздываю на работу, везде столпотворение, люди толкаются, каждый старается протиснуться вперед. По этой причине жизнь в деревне меня привлекает все больше — там лучше», — отметил мэр села Коропчень Теленештского района Ион Харя, цитирует tv8.md
«В деревне воздух чистый и свежий, особенно после дождя. Чувствую себя прекрасно, это воздух, который оздоравливает душу», — подчеркнула жена мэра, Мария Харя.
Ион Харя родом из Коропчень. В период индустриализации, как и другие молодые люди, он переехал в Кишинёв. Несмотря на то, что он закончил Колледж телекоммуникаций, многие годы работал электриком. Год назад, после выхода на пенсию, он решил вернуться в родное село. Купил старый дом и говорит, что хоть работы много, он делает всё с удовольствием.
«После выхода на пенсию я не мог оставаться в городе, там нечего делать. Здесь, в деревне, выходишь на улицу, работаешь немного на земле, у нас огород, виноградник, куры», — отметил он.
Выражение «лучше быть первым в деревне, чем отстающим в городе» очень подходит Иону Харе, который в Кишинёве был электриком, а в деревне стал мэром.
«Я никогда в жизни не мечтал об этом, никогда. Люди хотели меня видеть здесь, и я им искренне благодарен, потому что пришел сюда ради села, чтобы сделать что-то хорошее, а не для себя. Для себя я и так смогу сделать, что могу», — сказал мэр.
Жена мэра гордится и отмечает, что в Кишинёв ездит только по делам.
«Я бы ни за что не вернулась в город. Я езжу в город только утром — 40 минут от Ставчен до центра. А здесь, в селе, выходишь на улицу, встречаешь людей по дороге, заходишь в магазин», — подчеркнула Мария Харя.
Однако демографы отмечают, что те, кто решает переехать в деревню, ищут жильё рядом с городами.
«Внутренние мигранты из муниципия Кишинёв, как правило, переезжают в сёла соседних районов, такие как Яловены, Криуляны, Оргеев, Страшены или Новые Анены. А из муниципия Бельцы — в Сынжерей или Глодяны», — отметил демограф Виталий Штырба.
Те, кто мигрирует в села, представляют разные возрастные категории и интересы — от студентов до пенсионеров.
«Большая часть мигрантов, переезжающих из городов в села, — это выпускники учебных заведений, а также предприниматели, которые выбирают развитие бизнеса в родной местности. Также в миграции город — село участвуют недавно вышедшие на пенсию люди, которые после долгой трудовой деятельности меняют место жительства на родное», — добавил демограф.
Согласно переписи 2024 года, более половины молдаван живут в селах. Статистика показывает, что тренд может меняться. Например, в прошлом году в города переехали 11 тысяч молдаван, а в деревни — не более 7 тысяч.