Во втором квартале экономика еврозоны почти не выросла, но общая картина неравномерна. Германия и Италия продемонстрировали спад, в то время как в Испании показатели продолжали расти.n
Во втором квартале 2025 года экономический рост в Европе практически остановился, а объёмы промышленного производства резко сократились, что вызвало опасения по поводу того, что восстановление экономики блока уже исчерпало себя, передает euronews.com
Согласно второй оценке Евростата, опубликованной в четверг, сезонно скорректированный ВВП еврозоны вырос всего на 0,1% за три месяца по июнь, не изменившись по сравнению с первоначальным флэш-данным. В целом по Евросоюзу рост составил 0,2%, что также соответствует предыдущим оценкам.
Эти данные свидетельствуют о резком замедлении темпов роста по сравнению с динамичным первым кварталом, когда ВВП увеличился на 0,6% в еврозоне и на 0,5% во всём ЕС благодаря активному росту экспорта.
В отличие от этого, экономика Соединённых Штатов уверенно восстановилась, показав квартальный рост на 0,7 % после небольшого сокращения в первом квартале. В годовом исчислении ВВП еврозоны вырос на 1,4%, что значительно уступает темпам Вашингтона в 2,0%.
Различия в национальных показателях
За цифрами кроется тот факт, что восстановление экономики в странах еврозоны по-прежнему остаётся крайне неравномерным.
Испания возглавила группу стран с квартальным ростом на 0,7%, чему способствовали высокий внутренний спрос и капитальные инвестиции. За ней последовала Португалия с приростом в 0,6%, а Франции удалось добиться скромного роста в 0,3%.
Однако Германия и Италия, крупнейшая и третья по величине экономики еврозоны, продемонстрировали спад на 0,1%.
В Германии сокращение отражает продолжающуюся слабость инвестиций, особенно в строительство и капитальные товары, в то время как итальянское производство пострадало от низкого потребления и снижения промышленной активности.
В Ирландии наблюдалось самое резкое падение: объём производства сократился на 1%.
В других странах ЕС рост был более устойчивым в Восточной Европе: Румыния и Польша выросли на 1,2% и 0,8% соответственно, чему способствовали устойчивый внутренний спрос и приток средств в рамках программы «Следующее поколение ЕС» (NGEU).
Промышленный спад омрачает перспективы
Дополнительную тревогу вызывает падение промышленного производства в еврозоне на 1,3% в июне, что перечеркнуло рост на 1,1% в мае и не оправдало ожиданий более умеренного снижения на 1%.
Падение носило широкий характер: производство капитальных товаров снизилось на 2,2%, а потребительских товаров длительного пользования – на 4,7%.
В целом по ЕС объём производства снизился на 1%. Среди стран-членов ЕС наибольшее месячное падение промышленного производства зафиксировано в Ирландии – на 11,3%, за ней следуют Португалия и Литва.
Напротив, Бельгия, Франция и Швеция продемонстрировали заметный рост.
США опережают Европу, но настроения меняются
Хотя еврозона продолжает отставать от США как по темпам роста производства, так и по производительности труда, в Goldman Sachs считают, что тенденции меняются в пользу Европы.
Экономисты Джованни Пьердоменико и Свен Яри Штейн отмечают, что поворотный курс фискальной политики Германии и повышенная макроэкономическая неопределённость в США способствуют изменению настроений инвесторов.
Goldman Sachs повысил свой прогноз роста еврозоны на 2027 год на 1,2% с начала года, одновременно понизив свой прогноз по США на 1,7% за тот же период.
Приток портфельных инвестиций в Европу увеличился, а евро заметно укрепился по отношению к доллару.
Долгосрочные проблемы и возможности Европы
Несмотря на улучшение ситуации, Европа по-прежнему сталкивается с серьёзными структурными проблемами.
Высокие цены на энергоносители, особенно на газ и электричество, продолжают подрывать конкурентоспособность.
Низкий уровень инвестиций в быстрорастущие отрасли, фрагментация нормативно-правовой базы и медленный рост производительности труда ещё больше снижают потенциал.
Кроме того, Китай, который когда-то был ключевым экспортным рынком, всё больше превращается в конкурента, поджимая производственную базу Европы.
Однако есть и поводы для оптимизма. Увеличение государственных инвестиций, вызванное программой NGEU и инфраструктурным планом Германии на 500 млрд евро, может поддержать среднесрочный рост.
Европа также остается мировым лидером в фармацевтике и обладает значительным неиспользованным потенциалом в области интеграции рынков капитала, цифровизации и «зелёной» инфраструктуры.
«У Европы есть возможности улучшить свои экономические показатели за счёт увеличения государственных инвестиций, лидерства в растущих отраслях, таких как фармацевтика и «зелёные» технологии, реформ финансового рынка и дальнейшей интеграции внутреннего рынка», – пояснил Пьердоменико.
Усилия по углублению единого рынка – стимулируемые «Компасом конкурентоспособности» Еврокомиссии, составленным на основе отчётов Драги и Летты, – рассматриваются как жизненно важные шаги для обеспечения будущего роста.
«У европейских политиков есть возможность закрепить улучшение макроэкономической картины реформами, которые приведут к долгосрочному улучшению экономических показателей Европы», – добавил Пьердоменико.
Goldman Sachs сохраняет конструктивный подход к среднесрочным перспективам Европы, прогнозируя рост еврозоны выше консенсуса на 2025–2028 годы.