1. Главная
  2. »
  3. Главное
  4. »
  5. Экспансия веры: политики Молдовы провоцируют церковный раскол

Экспансия веры: политики Молдовы провоцируют церковный раскол

В Молдове с новой силой обострились проблемы, связанные с православными общинами. Одни хотят поменять юрисдикцию, перейти из Московского патриархата в румынскую церковь, другие намерены твёрдо сохранить верность Русской православной церкви. Власти в очередной раз организуют религиозные разногласия и используют их в политических целях.

У соседа пряник слаще

История о том, как в независимой Молдове, где все храмы относились к Православной церкви Молдовы (ПЦМ), появилась «Бессарабская митрополия» (находится в юрисдикции Румынской Православной церкви (РумПЦ), началась 25 лет назад.

Тогда к власти в уже независимой республике пришел Народный фронт. Появились главные лозунги Фронта: «государственным языком должен стать румынский», «графика – латинской» и «Молдова должна объединиться с Румынией». Первые две задачи были почти выполнены в начале 90-х годов прошлого века. Окончательно же молдавский язык был уничтожен полгода назад президентом страны Майей Санду на государственном уровне: официальным языком Кишинёва стал румынский. Третья задача – объединения с Румынией – в настоящее время находится в стадии активной реализации.

Дело в том, что после распада СССР в обретшей независимость Республике Молдове возник спор между двумя противоположными идеологическими лагерями: молодовенистами и унионистами. Первые уверены, что Молдова является самодостаточным и независимым государством, а её жители обладают идентичностью, отличной от румынской. Вторые придерживаются мнения, что молдаване и румыны – один народ, разделённый искусственной границей и поэтому они должны в будущем сосуществовать в рамках единого государства.

Меж двух огней

Для ускорения молдавско-румынской ассимиляции культурно-церковное направление играет не последнюю роль, поэтому власти Молдове в том числе активно взялись и за церковный вопрос.

В республике сосуществуют две православные структуры. Первая – Православная церковь Молдовы (ПЦМ). Ее история начинается с Кишиневской епархии, которая появилась в составе Русской православной церкви (РПЦ) в начале XIX века. В 1994 году патриарх Алексий II выдал епархии томос, наделяющий ПЦМ статусом самоуправляемой.

Другая – Бессарабская митрополия, подконтрольная Румынской православной церкви (РумПЦ). Она возникла в 1918 году, когда Молдова стала частью Румынского королевства. Именно тогда на территории страны возникла так называемая «Бессарабская митрополия», созданная неканоническим путем Румынской православной церковью. В 1940 году по пакту Молотова – Риббентропа территория Молдовы отошла к СССР. Тогда же «митрополия» прекратила существование. Спустя короткое время после провозглашения независимости Молдовы, в 1992 году прорумынски настроенные политики и духовенство возродили «Бессарабскую митрополию» – не без влияния Румынии, конечно, которая рассматривает «Бессарабскую митрополию» как инструмент насаждения в Молдове унионистских настроений среди населения.

С тех пор в республике на протяжении 30 лет тлеет вялотекущий церковный конфликт. Политика молдавских властей, поощряющих движение за присоединение страны к Румынии, способствует тому, что Церкви делят паству. То, что происходит в последние несколько лет в отношениях двух митрополий в Молдове, напоминает украинские события, где каноническую Украинскую православную церковь изгоняют с территории страны, захватывая храмы и нападая на их служителей.

Бессарабские священники не раз силой выгоняли молдавских из храмов, и наоборот. Со стороны обеих структур не единожды поступали жалобы на дискриминацию со стороны светских властей.

Но методы румынской стороны по продвижению своих интересов в церковной сфере не ограничиваются моральной поддержкой. Румыния активно использует проверенную тактику: тратит большие деньги на то, чтобы распространить свое влияние на каноническую территорию РПЦ в юрисдикции которой находится ПЦМ. Румыны контролируют крупные СМИ, что позволяет им жестко критиковать всех несогласных с прорумынским вектором развития страны.

По свидетельствам молдавских священников ПЦМ, государственные структуры Румынии оплачивают переход клириков из Православной церкви Молдовы в «Бессарабскую митрополию» – порядка 2000 евро. По большей части это духовные лица, нарушившие существующие каноны: женившиеся монахи, священники, заключившие повторный брак и т.д. При переходе в «Бессарабскую митрополию» они подписывают документ с собственными обязательствами перед РумПЦ, что делает обратный переход в ПЦМ практически невозможным. За дальнейшее служение в «митрополии» священники ежемесячно получают 450-600 евро. Румынская сторона, кроме того, тратит крупные суммы на обучение будущих лиц духовного сана в своих семинариях и выплачивает им стипендии.

Однако в своём большинстве молдавские священники сохраняют каноническую сознательность и, несмотря на первый взгляд привлекательные условия служения в «Бессарабской митрополии», остаются верными Православной церкви Молдовы. Совершенно ясно, что борьба Церквей в Молдавии (как и на Украине) – лишь отражение политического выбора действующей власти, а не верующих. Именно поэтому ПЦМ насчитывает более 1200 приходов – в четыре раза больше, чем РумПЦ, а число верующих, относящих себя к ПЦМ, превышает 70 процентов.

Волчья хватка

Духовенство испытывало давление и со стороны правительства, об этом ещё до начала спецоперации России в Украине говорил митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. Однако после начала российско-украинского конфликта произошёл новый виток противостояния и значительная активизации РумПЦ на территории Молдовы.

Стала ещё более явной ситуация, хорошо знакомая по событиям в Украине: официальная власть из двух церковных структур выбирает более лояльную, вторую же старается ликвидировать. Политическая элита страны все чаще стала требовать от священноначалия ПЦМ откреститься от Московского патриарха и перейти под омофор патриарха Даниила – главы РумПЦ. Сам же румынский патриарх предпочитает не идти на открытый конфликт с Московским патриархатом и никак не комментирует подобные требования политиков, хотя осудил СВО. При этом РумПЦ так и не признала неканоническую Православную церковь Украины [канонической является Украинская православная церковь (УПЦ) – прим. редакции], что позволило Бухаресту сохранить евхаристическое единство с Москвой.

Президент Молдовы Майя Санду уклоняется от открытого призыва к слиянию с Румынией, в том числе и в духовной сфере, однако все действия ее политической команды направлены к полному переходу под руководство соседней страны.

Так, 28 июля в Кишинёве отпраздновали День гимна Румынии. Финансирование торжеств было осуществлено румынским Департаментом по связям с Республикой Молдовой. Это же ведомство ранее подписало протокол о сотрудничестве с главой РумПЦ патриархом Даниилом. В том же документе стояла подпись и митрополита Петру (Пэдурару), возглавляющего «Бессарабскую митрополию».

Митрополит Петру заметно активизировался: еще раз призвал всех клириков и верующих переходить в «митрополию» под юрисдикцию РумПЦ, пренебрежительно отозвался об указах ПЦМ относительно нарушивших каноны священников, опубликовал воззвание о «Неканоничности структуры Русской церкви» (имея в виду Православную церковь Молдовы). В конце концов он назвал ПЦМ «церковно-оккупационной структурой Московского патриархата».

Подобные скандальные заявления могли бы сыграть на руку прорумынскому правительству Санду. Но молдавские политологи сходятся во мнении, что госпожа президент едва ли решится на украинский или ещё более радикальный латвийский сценарий отделения национальной церкви от РПЦ. Такое решение не только грубо нарушило бы конституцию Молдовы, но и повлекло бы за собой политические риски для команды Санду, и без того стремительно теряющей популярность на фоне экономических трудностей внутри страны. Кроме того, агрессивность в молдавском обществе значительно ниже, чем у тех же украинцев: жители Молдовы успели переболеть этим недугом в 90-е и выработали хороший иммунитет.

Стояние в вере

В молдавской церкви РПЦ сохранили спокойствие и не пошли вслед за провокационными заявлениями бессарабского митрополита Петру. Глава ПЦМ митрополит Владимир съездил в Приднестровье, а затем на сайте ПЦМ появилось сообщение, в котором не одобрялись попытки политиков и официальной власти принудить церковь к поддержке и о «недопустимости политического вмешательства в ее дела». Он, верный канонам, продолжал и продолжает стоять в единстве с Русской православной церковью, не прерывая литургическое поминание предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла.

«Мой долг как митрополита – молиться, чтобы Бог даровал ему мудрость, молиться за руководство нашего государства и за тех, кто меня окружает. Патриарх является предстоятелем всей церкви, и канон обязывает меня упоминать его на службе. И я не говорю: «Боже, дай ему силы делать то, что он делает», но я молю, чтобы Бог дал ему мудрость», –заявил глава ПЦМ митрополит Владимир.

Твёрдость позиции ПЦМ и ее нежелание порывать с Москвой привлекает молдавских политиков, которые находятся в оппозиции к официальной власти. Экс-президент страны и председатель Партии социалистов Игорь Додон заявил: он и его сторонники будут поддерживать Православную церковь Молдовы – «единственную каноническую структуру», «мерило морально-нравственных ценностей».

Ему вторит бывший молдавский президент Владимир Воронин: он назвал нападки на молдавскую Церковь разрушением оплота государственности и призвал не допустить внешнего вмешательства «в священные для народа духовные ценности»

Оппозиционная политическая позиция в Молдове имеет немало последователей и поклонников внутри страны. Так, последние опросы показывают, что почти 60 процентов жителей Молдовы не желают присоединения страны к санкциям против России и разрыва связей с СНГ. Популярность Санду и её сторонников между тем падает: рейтинг партии власти снизился до 22 процентов, а партий социалистического блока напротив вырос – до 18,5 процентов и продолжает сокращать разрыв.

Что касается церковных дел, то молдавским политикам хорошо известно, что общество здесь воспринимает церковь как святыню, даже те граждане страны, которые не являются постоянными прихожанами храмов. Поэтому любое вмешательство в церковные дела будет воспринято ими крайне негативно.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают