1. Главная
  2. »
  3. Главное
  4. »
  5. Евроинтеграция Майи Cанду или 2,5 миллиона ежиков в тумане

Евроинтеграция Майи Cанду или 2,5 миллиона ежиков в тумане

Официальные отчеты, доклады, саммиты, конференции – это один взгляд на евроинтеграцию. А есть и другой. Простой и безыскусный. Увиденный глазами молдавского крестьянина – то есть того самого представителя народа, ради которого все и затевается. О том, как судьбоносные для страны процессы выглядят из молдавской глубинки, рассказывает в своем эссе известный публицист Валерий Реницэ.

***

Импровизированная конференция, о которой пойдет речь, международного, можно сказать, характера, состоялась на веранде соседа, поздним вечером, когда мы праздновали Храм нашего села. За столом, где собралась почти вся магала, и пожилые и молодые, сидел особый гость, из Болгарии — человек средних лет при галстуке, сносно говорящий по-русски, мне так и не удалось выяснить кем он и кому приходится. После третьей чарки советник, которого мы как раз выбирали всей магалой представлять нас в сельской мэрии, спросил каким-то странным и чужим голосом, а радуемся мы или нет предложенной президентом Майей Санду евроинтеграцией и началу переговоров о членстве в ЕС? “Это что, тост?” — ехидно перебил его сосед на правах хозяина. — Ладно, давайте-ка выйдем, покурим, не перед детьми же это…не за столом будет сказано, обсуждать!” Болгарин вышел с нами, и я угостил его “Парламентом”.

Начали с того, что евроинтеграция нужна самой Майи для сохранения собственной власти, президентского кресла. Видно, как она старается, чтобы доказать, что она добрее и умнее всех прежних правителей. Но есть ли у нее реальное представление о том, что нас в действительности ждет в ЕС, кроме пропагандируемых обещаний молочных рек с кисельными берегами? Мы уже рассмешили Бога семилетним планом до вступления. Почему семь, а не семью-семь? Кто гарантирует, что после Третьей мировой, о которой говорят некоторые политики в Европе, будет куда вступать и, тем более, что Майя будет у власти? Болгарин стал зыркать глазами, пуская дым в сторону Луны, и я начал ему потихоньку переводить.

Понятно, после начала переговоров о вступлении, ЕС должен вроде “отстегивать” нам больше кредитов и грантов. Кое-где будут реализовываться проекты зеленой энергетики или роста продуктивности плодово-ягодных посадок… В следующее 5-10 лет наш сельский водопровод станет, может быть, похож на столичный, и в нем будет протекать не рыжая и вонючая, а нормальная питьевая вода. Это если повезет, если мэр наш будет расторопнее. Может быть, заасфальтируют дорогу в нашей магале, хотя вряд ли… Всем не хватит… Да может и не надо, мы же скинулись и уложили уже, как смогли, переработанный холодный асфальт. Лет пять ещё выдержит. Но не через пять и не через десять лет мы станем членами ЕС, а если и станем каким-то чудом, то наша несчастная магала не будет приоритетом ЕС. Это уж точно! Брюссель не станет долго выбирать: купить самолеты F-35 или сделать из нашего села подобие Люксембурга.

Никогда и никто с нашей улицы не писал никуда жалобы насчет дорожного покрытия и водопровода, и дело не в том, что не было никакого смысла. Давление в душевой слабое, иногда вода только капает крупной, как у святых, слезой. Ну и что? Не беда, потерпим пока… Главное, что искала магала все годы независимости — это работа. Конечно, не просто работа, а нормально оплачиваемая. Об этом все разговоры на свадьбах, кумэтриях и похоронах. Единственное достойное и верное, что могли гарантированно найти здоровые мужики и бабы со специальностью и стажем, это место сторожа, извините, секьюрити или поломойки. Сутки на работе и два или три дома. Вписывается в наше одичавшее сельское хозяйство. Как раз хватает времени, чтобы мотыгой, а иногда мотоблоком соседа, ухаживать за двумя гектарами кукурузы, пол-гектаром сада и столько же винограда. Кукурузу — курам, вино, в основном, держит место воды, а яблоки и сливы — на переработку, за копейки, это опять-таки, если повезет, если закупят. Вот и вся поэзия, или драма фермерства, основы занятости в экономике. Что может изменить ЕС в следующие десять лет? Болгарин сказал, что… Правительство, скорее всего, поднимет налоги на землю настолько, что выгоднее будет эти земли продать за бесценок. Хотя земля — это последнее, на чем держится жизненный смысл молдавского крестьянина. ЕС-овская Болгария, которая когда-то снабжала весь СССР овощными консервами, покупает сейчас перец и помидоры у Турции.

“Ну выручу я, — предположил сосед, — тысячу-две евро за мои угодья, да пускай даже пять тысяч, как изменит мою жизнь эта несчастная сумма?”. Куплю я за эти деньги подержанный “Фольксваген” и, что, стану европейцем? Что может ответить мне Майя на этот вопрос? Ну, наверное, что я не умею мечтать. И что боюсь брать кредиты и инвестировать. Потому что ЕС, как она говорит, это светлое будущее, т.е. открывающиеся возможности на качественную жизнь. Согласен, в сельском баре будет богаче ассортимент товаров, а в “Кауфланде” качественнее, что не факт… Дальше, что? Ведь у нас не будет уже ни своей кукурузы, ни своих кур и даже своего вина, этого дешевого лекарства для забытья. Вряд ли зарплата сторожа и санитарки вырастет до министерской… Проекты типа «373» (3 — проценты в валюте, 7- проценты в леях, 3 — годы льготного периода кредитования) не могут сделать из каждого молдаванина бизнесмена и очень скоро, по причине нестабильности, превратятся в «790». Страну нельзя изменить с помощью мастер-классов и семинаров, а только поощряя частную инициативу. Или в последующие десять лет ЕС построит нам современные заводы и фабрики? С какого перепугу? Следующие пять-десять лет экономика мира будут работать на военную промышленность, обогащаться будут только транснациональные корпорации, которым выгодны войны в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке. Поэтому единственный путь спасения, не души, а тела — прямиком к нашим гастарбайтерам в диаспору! Все дороги молдаван, как говорится, ведут в Рим, либо в Москву, когда война кончится”. Болгарин долго искал, куда бросить окурок и сказал: “У нас после вступления в Евросоюз появилась такая горькая шутка: у Болгарии есть два выхода из кризиса: терминал А и терминал Б”. Ну вот…. Кто будет отвечать за наше болгарское европейское будущее через пять лет? А через десять?

Но главное в жизни после миски замы и стакана вина это что? Справедливость, конечно, и вот с ней на нашей улице огромная проблема. Пенсии не меняются в лучшую сторону, меняются законы, которые поддерживают низкий уровень пенсий. Или возьмем хотя бы пример соседа. Именно он достал те 5-7 машин холодного асфальта. Бывший ЗК. Отсидел по сфабрикованному делу, а после тюрьмы оказалось, что статья, по которой осудили, — неконституционная. Бывает. Вот только процесс реабилитации длится три года, ровно столько, сколько идет судебная реформа. И никак не оправдают невиновного человека. Добавьте к этим трем, четыре года тюрьмы и еще восемь издевательств со стороны следователей антикоррупционной прокуратуры и судей. Получается полтора десятка вырванных годиков! Как думаете, реформа юстиции по лекалам ЕС поможет соседу? “Тик-ток” отвечает, что ничуть. Ни прессе, ни юстиции этот парад твердым шагом в сторону Европы ничуть не помогает исправиться. Наоборот. И мы все это видим даже без комментариев в “Тик-токе” Почему в “Тик-токе”? Потому что на всех еле живых телеканалах нечего смотреть… либо они исчезают по воле властных политиков, либо также маршируют в будущее высоко поднятой кирзой.

Думаете, я сгущаю краски, передавая тот наш разговор? Может я, как журналист, недостаточно внимателен к предоставленным нашими европейскими добродетелями практическим рекомендациям, может, существует простой и ясный сценарий, ясная теория нашей евроинтеграции? Может, наш путеводитель в ЕС, те тридцать с лишним глав переговоров, о которых простой молдаванин ничего никогда не узнает, как не мог он извлечь для себя что-то положительное и полезное из 1000-страничного Соглашения об Ассоциации между Молдовой и ЕС? Там, кстати, ничего не было сказано о том, что Украина должна решить за нас, брать или не брать Молдову на буксир в Европу. Вы слыхали, чтобы кто-то что-то говорил о финансовых взносах Молдовы в ЕС или об угрозах нашего суверенитета со стороны ЕС, или они, может быть, не существуют? После вступления в Евросоюз электрораспределительные сети Болгарии были выкуплены чешскими, австрийскими и немецкими компаниями; городские водоканалы — французскими; добыча медной руды — бельгийскими. Золотой рудник Челопеч продан канадской кампании почти задаром, за 2 миллиона долларов, и сейчас Болгария получает только 2% добытого там золота. Начало положено и у нас: братья румыны, которые почти все продали иностранцам решили немного отыграться на Молдове – в обмен на братскую помощь подминают под себя водоснабжение нескольких припрутских районов (будут продавать нам воду из Прута), газовые и электрические сети..

Евроинтеграция Молдовы в исполнении Майи Санду — сделать из двух с половиной миллионов молдаван ежиков в тумане. Есть слабая надежда, что наладим водопровод в магале и кое-как отремонтируем дорогу. Если повесим еще четыре светодиодных фонаря на улице, будем немного смахивать на Люксембург. Но нет абсолютно никаких надежд, что в наше село придет достаток и справедливость. На Рождество Майя пожелала нам всем верить в чудеса. И она права, потому что нет уже давно той Европы, к которой мы стремились, когда находились за Железным Занавесом и только чудесным образом та сияющая христианская и выскокультурная Европа может восстать из пепла «толерантности» и разврата. Главное по дороге в светлое будущее — не умереть. Знаете, что сказал бывший ЗК в конце импровизированной конференции, не специально, а так, уронил, закрыв за всеми дверь веранды и прошлындав к столу: «Есть лишь один путь, тот, что пройден».

Источник

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают