Таможенные пошлины США (в 25%) станут испытанием на прочность для молдавского экспорта. Об этом написал в своем материале эксперт центра Expert-Grup Вадим Гумене.
Он отмечает, что разница в торговом балансе, которая послужила основанием для введения тарифа американской стороной, может объясняться разным подсчетом объемов экспорта и импорта, пишет infotag.md
«Например, в 2024 г., согласно статистическим данным, Республика Молдова заявила импорт из США на сумму $135 млн, в то время как США сообщили об экспорте в Республику Молдова на сумму $54 млн. Это несоответствие не поминается в официальном американском дискурсе. Оно может уменьшить или даже свести на нет утверждения о предполагаемом торговом дисбалансе в ущерб США. Разница объясняется логистической структурой и международным распределением американских товаров. Многие изделия американского производства (особенно в медицинском, промышленном, IT-секторах и секторе автомобильных компонентов) поступают в Молдову не прямыми поставками, а распределяются через европейских партнеров… Хотя эти товары поступают в Молдову через европейских посредников, страной происхождения остаются США… и таким образом, молдавские таможенные органы регистрируют эти поступления как импорт из США, в то время как США не учитывают их как прямой экспорт в Молдову», — отмечает эксперт.
По его словам, в первые пять месяцев 2025 г. молдавский экспорт в США сократился на 34%. Тем не менее Гумене полагает, что введение США общего таможенного тарифа в размере 25% знаменует собой структурное изменение в двусторонних торговых отношениях и создает ряд экономических рисков, которые нельзя игнорировать. В первую очередь это повлияет на конкурентоспособность Молдовы на рынке США.
«Увеличение общей стоимости поставки в США в сочетании с усилением конкуренции со стороны стран, пользующихся преференциальными тарифными режимами, снижает привлекательность Молдовы как промежуточного звена в глобальных цепочках производства», — отмечает он.
Эксперт считает, что с введением тарифа Молдова сталкивается с качественным ухудшением своей торговой позиции в условиях все более непредсказуемой международной экосистемы.
«Адекватный ответ должен быть направлен на диверсификацию внешних рынков, укрепление внутренних цепочек создания стоимостей, поддержке стратегических секторов посредством активной промышленной политики и, не в последнюю очередь, на постоянных дипломатических усилиях по восстановлению баланса в двусторонних торговых отношениях», — считает эксперт.