1. Главная
  2. »
  3. Общество
  4. »
  5. Гроза: Реформа прокуратуры должна быть тщательно обоснованной, а не поспешной

Гроза: Реформа прокуратуры должна быть тщательно обоснованной, а не поспешной

Исполнительный директор Института европейской политики и реформ (IPRE) Юлиан Гроза обращает внимание на планируемые реформы в системе прокуратуры.

Он подчеркивает, что они должны быть основательно подготовлены и исключать риски, которые могут повлиять на эффективность борьбы с организованной преступностью и коррупцией, передает noi.md

В своем посте в Facebook Гроза прокомментировал варианты политики, представленные министром юстиции Вероникой Михайловой-Морару на пресс-конференции. 

Эти предложения направлены на укрепление институтов, ответственных за борьбу с организованной преступностью, и включают в себя создание новых структур в Генеральной прокуратуре или широкомасштабную реформу путем слияния специализированных прокуратур. 

По словам Грозы, первый подход, предложенный Министерством юстиции, возможен без структурных реформ и включает в себя две взаимодополняющие меры.

«Первый подход, предложенный Министерством юстиции Республики Молдова, — это два взаимодополняющих варианта, осуществимых без структурных реформ. Эти решения могут быть реализованы в существующих институциональных рамках Генеральной прокуратурой (ГП) и Высшим советом прокуроров (ВСП) без серьезных законодательных или структурных преобразований, сводя к минимуму риск возникновения системных перекосов, а именно: 

1. Создание специализированного отдела в составе ГП, позволяющего лучше расставлять приоритеты и отслеживать сложные дела, связанные с политической коррупцией и организованной преступностью. 

2. Введение в действие специального отдела ГП по борьбе с коррупцией и отмыванием денег, дополнив его прикомандированными прокурорами. Это можно также усилить путем создания совместных следственных групп по сложным делам. 

Этот подход поддерживают многие национальные эксперты в области права, о чем также говорилось вчера в ходе консультаций, организованных Министерством юстиции Молдовы.

Этот подход также отражает рекомендации международных экспертов, в том числе специалистов ОЭСР, с которыми, кстати, мы сотрудничаем в рамках функционального анализа Генеральной прокуратуры — документ будет представлен в конце февраля 2025 года. Предложенные меры выполнимы в краткосрочной перспективе, непосредственно способствуя повышению эффективности работы прокуроров в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Они не требуют структурных реформ, которые потребовали бы времени, анализа последствий и управления рисками.

Учитывая, что ГП уже находится в процессе реорганизации, эти решения органично впишутся в процесс реформ и могут быть быстро реализованы ГП и ВСП при поддержке Министерства юстиции, если потребуется», — пишет Гроза.

Второй вариант, предложенный Министерством юстиции, предполагает слияние Антикоррупционной прокуратуры (АП) и ПБОПОД. Гроза предупреждает, что эта мера является поспешной и недостаточно обоснованной, что может породить системные проблемы, более серьезные, чем те, которые она призвана решить.

«Второй подход — структурная реформа, направленная на специализированные прокуратуры. Речь идет о слиянии двух существующих специализированных прокуратур (АП и ПБОПОД) — поспешная, рискованная и плохо подготовленная мера, которая может породить системные проблемы, превышающие те, которые она призвана решить. 

Помимо нескольких объявленных элементов, общественность и заинтересованные стороны в сфере прокуратуры знают об этой инициативе очень мало. На данном этапе нет ни четкого обоснования, ни анализа влияния на институциональный потенциал и риски, ни четкого видения реализации. 

То, как продвигается такой подход, по крайней мере на данный момент, обходит принципы прозрачности законодательного процесса, а также потенциально противоречит правовым нормам, касающимся разработки и продвижения государственной политики, включая правительственные постановления о процессе законотворчества.

Более того, эта широкомасштабная реформа, появившаяся внезапно и обоснованная лишь ссылками на модели других стран, не может быть автоматически принята в специфическом контексте Республики Молдова», — подчеркивает Гроза.

«Эта реформа не отражена ни в Стратегии правосудия на 2022-2025 годы, ни в Дорожной карте по верховенству права — ключевом документе в переговорах о вступлении в ЕС», — добавил Гроза. 

В то же время он выделяет несколько рисков этой поспешной реформы: 

1. Углубление кризиса в системе прокуратуры. В краткосрочной перспективе, особенно в год выборов, эта инициатива не решит главную проблему — повышение эффективности работы Прокуратуры в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. 

2. Риск для Общего собрания прокуроров 11 февраля 2025 года, недавно созванного Высшим советом прокуроров. 

3. Негативное влияние на сроки переговоров о вступлении в ЕС. Если структурная реформа специализированных прокуратур будет продвигаться нынешним образом, существует риск того, что: 

— Европейская комиссия пересмотрит отчет и отложит его утверждение; 

— политическое решение о начале переговоров по кластеру 1 будет отложено; 

— открытие первых переговорных разделов, которое ожидалось к лету, будет отложено. 

4. Реальный приоритет: работа Комиссии по оценке № 3. Власти и партнеры по развитию должны сосредоточиться на совершенствовании работы Комиссии по оценке № 3, деятельность которой поддерживает USAID. 

В условиях недавней приостановки американской помощи на ближайшие три месяца этот период имеет решающее значение для продолжения процесса этической и финансовой проверки прокуроров. Гроза подчеркивает, что любая крупная реформа требует времени, анализа последствий и тщательного управления рисками. 

«Ускорение этого процесса в год выборов может привести к хаосу и нестабильности», — предупреждает он. 

В этом контексте директор IPRE считает, что первый вариант, предложенный Министерством юстиции, является более жизнеспособным и эффективным, поскольку не требует масштабного законодательного вмешательства и вписывается в текущий процесс реорганизации Генеральной прокуратуры. 

«Конкретные проблемы необходимо решать с помощью конкретных мер, а не путем структурных изменений, которые могут дестабилизировать всю систему. В этом контексте первые два варианта, предложенные Министерством юстиции, гораздо более жизнеспособны и эффективны, чем неподготовленная комплексная реформа, которая может поставить под угрозу как стабильность системы прокуратуры, так и европейский курс Республики Молдова. Более того, первый подход не требует законодательного вмешательства, он вписывается в инициированные рамки реорганизации Генеральной прокуратуры, и, что еще важнее, находится в рамках правового мандата генерального прокурора и Высшего совета прокуроров», — заключил Юлиан Гроза.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают