1. Главная
  2. »
  3. Общество
  4. »
  5. Грядёт ли «гагаузская весна»?

Грядёт ли «гагаузская весна»?

Это не о времени года, а о той самой «весне», произошедшей в Крыму в 2014 году.

И сеют семена «гагаузской весны» не Гагаузия и уж тем более не Россия, как можно было бы подумать, а европейские марионетки в Кишинёве. Сначала арестовывают и судят Евгению Гуцул, затем запрещают партию «Шор». В идеале же «сандуисты» и вовсе хотели бы лишить Гагаузию любой политической воли и самостоятельности, чтобы впоследствии поглотить мятежный регион, назначая на ключевые посты «правильных», лояльных себе людей.

От всего этого наша автономия в последнее время, вероятно, и стала менее автономной, однако не потеряла и даже укрепила главное, свою уникальную идентичность. Есть они, слепо стремящиеся в «Еврорейх» и тянущие всю страну в эту безумную политическую и экономическую кабалу, и есть мы, однозначно сказавшие «нет» этой авантюре на референдуме 2024 года. Мы, говорящие по-русски, думающие по-русски, имеющие глубокие культурные и исторические связи с русским миром. Мы не хотим быть, как они!

Наши автономия и самоуправление воспринимаются как «дестабилизирующий фактор», как отличие от общего национального контекста. И эта «инаковость» культуры, языка, политики и даже исторического опыта не даёт покоя президенту Санду. Будь правительство в Кишинёве дальновиднее и прагматичнее, то использовало бы Гагаузию как основу для взаимоотношений с Россией в интересах всей республики, однако по факту автономный регион превращают в изгоя.

В марте 2026 года гагаузы пойдут на выборы депутатов Народного собрания. Важность этого события настолько велика, что контроль за проведением выборов хотят закрепить за Кишинёвом, то есть за Центральной избирательной комиссией. Дмитрий Константинов, спикер парламента нашей автономии, ушёл в отставку, что, по его словам, должно убрать «красную линию для центра» и открыть путь к прямым контактам Кишинёва с новым руководством Гагаузии. Но не воспринимают ли там, в правительстве, эту отставку как проявление слабости, как следствие внутреннего конфликта и изменение политики региона? И не скажется ли это на региональной стабильности, на дальнейшем функционировании всей автономии? Из Кишинёва всё чаще раздаются голоса о том, что в Гагаузии пора «навести порядок», ввести внешнее управление регионом, окончательно «интегрировать» его в Молдову.

В настоящее время наша политическая система теряет свою устойчивость. Если Кишинёв решит окончательно подчинить себе Гагаузию, то она в ближайшее время может превратиться в тестовый полигон для разного рода провокаций и спорных политических решений. Нам уже сократили бюджет для изучения языка национальных меньшинств (читай русского), третируют штрафами и ограничениями местную телерадиокомпанию и планируют ввести свой контроль районных управления образования. А дальше что?

Пока эти действия со стороны Кишинёва не достигли критической массы, но кто знает, что будет весной, «гагаузской весной?..

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают