Именами многих талантливых людей славится Республика Молдова. Тысячи наших уроженцев прославляют страну далеко за её пределами. Они уехали, потому что их талантам было тесно в нашей республике, а полученных знаний недостаточно для самореализации. Но, покинув Молдову, большинство её сынов и дочерей с теплотой и благодарностью вспоминают свою родину и наставников, поддерживают связи и даже реализуют разные интересные проекты.
Валентин Дони – одна из выдающихся личностей, родом из Молдовы, уже более 20 лет проживающий в Румынии, но периодически приезжающий на родину, чтобы реализовать свои музыкальные проекты. 26 октября наш соотечественник, известный дирижёр и композитор, музыкант, играющий на нескольких инструментах, талантливейшая и многогранная личность Валентин Дони отмечает свой 70-летний юбилей. Он – видная фигура в академической музыке нашей страны и соседней Румынии, поэтому его имя мы заслуженно вписываем в Золотую книгу Молдовы.
Человек-оркестр
Валентин Дони родился 26 октября 1955 года в селе Кицкань Теленештского района. С семи лет обучался в музыкальной школе по классу аккордеона в городе Оргееве. Затем продолжил своё музыкальное образование в Педагогическом колледже в городе Калараше, где освоил игру на совсем непростом инструменте – скрипке. Но аккордеона и скрипки ему было мало. Он научился играть ещё и на фортепиано, контрабасе и валторне. Настоящий человек-оркестр.
Да, именно таким я воспринимаю Валентина Дони после того, как узнала, что он играет на множестве музыкальных инструментов, причём абсолютно не схожих между собой. Ладно, и у аккордеона, и у фортепиано есть клавиатура, но скрипка и контрабас – это абсолютно другие инструменты, и герой нашего сегодняшнего материала их освоил не как любитель, а профессионал. Чтобы играть на пяти инструментах, надо иметь не только талант, но и упорство, амбиции и очень много трудиться. И как рассказывал сам музыкант, да, он от природы был наделён талантом, но этого недостаточно, ему пришлось очень много работать. Освоение инструментов давалось достаточно легко, потому что для него эти занятия были не в тягость, а в радость. Да и он всегда занимался только тем, что ему нравилось. Кроме таланта и труда, была ещё и амбиция стать лучшим в той области, в которой трудишься. А ещё Валентин Дони был очень любопытным, жаждущим постоянно осваивать что-то новое. Играть на одном инструменте, как большинство людей, получивших музыкальное образование, ему было скучно, он хотел играть, если не на всех, то хотя бы на многих, поэтому обучался с жадностью.
Его первым инструментом был аккордеон, хотя, когда он впервые пришёл в музыкальную школу и увидел фортепиано, сразу влюбился в него.
«Помню тот первый день, когда мы с мамой пошли в музыкальную школу в городе Оргееве, куда меня записали на класс аккордеона. Я был маленький, мне было семь лет. Я зашёл в класс, учителя ещё не было. Пока мы его ждали, я подошёл к стоящему там фортепиано, стал нажимать на клавиши, извлекая какие-то звуки, которые показались мне особенно красивыми. И тогда я сразу же сказал маме, что хочу научиться играть на этом инструменте. Но меня уже записали на аккордеон, да и фортепиано у нас дома не было. Я рад, что этот инструмент был вторым обязательным для освоения в музыкальных школах, поэтому я всё равно научился играть на нём. Фортепиано до сих пор остаётся моей большой страстью. Были моменты, когда оно спасало мне жизнь…», – рассказывал В. Дони в интервью revistaartaiasi.ro.
Играть на скрипке Валентин Дони научился в Педагогическом училище города Калараш , у преподавателя Дмитрия Хайсана. Этот сложный в освоении инструмент требовал от ученика не только способностей, но и много времени для занятий, и юный Валентин его не жалел.
Связав свою жизнь с музыкой с самого детства, Валентин Дони продолжил своё образование в этом направлении, поступив в Институт искусств им. Г. Музическу на специальность «дирижёр оркестра», где обучался с 1973-го по 1978 год у профессора Исая Альтермана.
В Институте искусств основным инструментом, на котором играл Валентин Дони, был аккордеон, но параллельно он продолжал самостоятельно играть на скрипке. И вот однажды преподаватель по аккордеону увидел его в коридоре вуза играющим на скрипке и спросил удивлённо, мол, я не понял, ты кто – аккордеонист или скрипач? Но попросил что-нибудь ему сыграть. Валентин сыграл, приятно удивив преподавателя. Тот его похвалил, заметив, что он может стать и хорошим скрипачом. Наставник предложил своему ученику взять уроки игры на скрипке у его супруги, преподававшей в то время в кишинёвском колледже им. Штефана Няги. Валентин с радостью согласился, а спустя годы вспоминает, что её уроки и советы очень помогли ему в совершенствовании навыков игры на скрипке.
Получив диплом дирижёра, с 1985-го по 1990 год под руководством профессора Павла Ривилиса в этом же вузе, но уже переименованном в Молдавскую государственную консерваторию молодой человек осваивал второе образование по специальности «композиция».
От дирижёра народной музыки – к академической
Карьеру дирижёра Валентин Дони начал в оркестре народной музыки «Folclor» государственной компании «Телерадио – Молдова» (1986-1989). Но постепенно он перешёл к академической музыке.
Как рассказывал дирижёр в интервью румынскому журналу Arta, этот переход начался в 1987 году, когда в Молдове разрешили включать в концертные программы и старинные румынские романсы, которые в советское время не были в них представлены. Валентин Дони составил программу этого концерта, пригласил самых модных певцов того периода Ольгу Чолаку, Штефана Петраке, солистов оркестра «Folclor» Валентину Кожокару, Нину Ермураки, а также неизвестных солистов, которые исполняли романсы, не будучи профессиональными артистами.
«Так как романс – это скорее камерный жанр, было сделано несколько оркестровок в другом стиле. Это была не фольклорная, а более возвышенная, более академическая музыка. Я был пианистом и дирижёром в той программе», — вспоминал В. Дони.
Волею случая на том концерте оказались и представители Минкультуры, которые отметили его качества дирижёра, пианиста и оркестратора. К тому же, тогда как раз дирижёр Думитру Гойя ушёл из симфонического оркестра, заключив контракт в Турции, а дирижёр камерного оркестра Органного зала Альфред Гершфельд уехал в США. И вот чиновник из Минкульта предложил Валентину Дони стать дирижёром камерного оркестра. Он поблагодарил за приглашение, обещал подумать, но при этом заметил, что ему сложно резко перейти от народного жанра к классическому, академическому, несмотря на то что он окончил консерваторию и имел на руках диплом дирижёра. Этого было мало, нужен был ещё и опыт. Вот, если бы я мог где-то совершенствоваться, то, думаю, да, согласился бы на должность дирижёра, сказал тогда Дони чиновнику из Минкульта. И ему пошли навстречу. Молодой дирижёр получил две стипендии для обучения за рубежом: первую – во Франции, а вторую – в Израиле (в Тель-Авиве), у дирижёра Менди Родана. Эти стипендии были предоставлены на один и тот же год – 1992-1993. Валентин Дони выбрал Францию, но не потерял и вторую. По его просьбе дирижёр Менди Родан согласился принять его у себя через год.
Французская модель обучения
А вот во Франции Валентин Дони попал в более сложную систему работы и ему нужно было соответствовать местному уровню. Там отличался и метод обучения, и усвоения материала. По словам маэстро, в нашей стране уроки дирижирования проводились под аккомпанемент на фортепиано. Во Франции же на занятии были преподаватель, ученик и партитура, и нужно было дирижировать без аккомпанемента, зная произведение наизусть.
Первым произведением, которое дал для дирижирования Валентину Дони его преподаватель, была 8-я симфония Бетховена. На её изучение отвели неделю. Молодой дирижёр добросовестно подготовился, придя через семь дней к профессору, надеялся произвести на него впечатление. Но оказалось, что нужно было дирижировать, выучив произведение наизусть, без аккомпанемента, чего Валентин Дони не ожидал и споткнулся уже через несколько фрагментов. Профессор отправил его разучить наизусть симфонию, чтобы дирижировать вслепую.
«Это был первый урок: как следует учить симфонию. После этого я начал учиться. И эта методика обучения мне очень пригодилась. Позже, готовясь к концертам, я научился анализировать и запоминать произведения. Могу продирижировать наизусть любое произведение, запланированное к концерту. Так что разница между нашим способом обучения и моделью обучения во Франции существенная», — рассказал Валентин Дони.
Но следует заметить, что духовным отцом и наставником Валентина Дони является и выдающийся румынский дирижёр, одна из ключевых культур в академической музыке Румынии Овидиу Бэлан, руководивший филармонией в городе Бакэу. До обучения во Франции наш соотечественник проходил у маэстро стажировку по симфоническому дирижированию. Так что переход к академической музыке состоял из нескольких этапов: оркестровка и исполнение романсов, стажировка у Овидиу Бэлана и обучение во Франции.
Пожизненная преподавательская деятельность
В период проживания в Молдове, Валентин Дони параллельно с дирижёрством, осуществлял и преподавательскую деятельность. Ещё в начале своей карьеры, с 1980 по 1988 год он преподавал в Кишинёве в своей альма-матер – Институте искусств им. Г. Музическу (с 1984 года – Молдавская государственная консерватория), а с 1985 по 1988 год – в Республиканском музыкальном колледже им. Штефана Няги.
Но на этом, можно сказать, что его работа с начинающими музыкантами не закончилась. Дирижёр хоть и не преподаёт официально в каком-либо учебном заведении, но считает, что продолжает заниматься преподавательской деятельностью, потому что к нему приходят много музыкантов, которые просят профессиональной помощи и поддержки в разные этапы их жизни. Например, к нему обращаются за советами дирижёры. И маэстро на протяжении многих лет их консультирует, а делает это по дружбе или по просьбе, но не за деньги. Таким образом, его преподавательская деятельность продолжается, пусть и не в рамках учебного заведения.
«Небольшой инцидент» спровоцировал отъезд из Молдовы
С 1988 по 2004 год Валентин Дони жил и активно работал в Республике Молдова, занимал должность художественного руководителя и первого дирижёра Симфонического оркестра Национальной филармонии РМ. Так случилось, что с 2004 года он вынужден был покинуть Молдову и обосноваться в Румынии. Что стало причиной смены нашей страны на соседнюю, дирижёр не рассказывает, объясняя тем, что это – длинная история, и он не сможет объяснить в рамках одного интервью.
«До 2004 года я работал в Национальной филармонии, но произошёл небольшой инцидент, небольшой разлад между мной и руководством филармонии. Но это более широкая, отдельная тема, выходящая за рамки интервью. Я был, по сути, вынужден уехать из Республики Молдова. Там сложилась более сложная ситуация, когда проблемы в филармонии наложились на моё решение уехать во Францию в качестве дирижёра оркестра, с которым я ранее сотрудничал. Прежде чем уехать во Францию, я решил остаться в Румынии на некоторое время. Маэстро Овидиу Бэлан предложил мне должность временного дирижёра в Филармонии в Бакэу. И знаете, как говорится: ничто не бывает таким постоянным, как временное. Так случилось и со мной: временное стало постоянным», – говорил Валентин Дони в интервью журналу Arta.
По воле случая
По репертуару можно сказать, что Валентин Дони чаще дирижирует вокально-симфонические концерты, реквиемы, реже – концерты с вокалистами, которые исполняют арии, дуэты. Ему нравится дирижировать и оперы, и в 2004 году, когда он, покинув Молдову, приехал в Бухарест, направился именно в местную Национальную оперу с мыслью получить там должность дирижёра.
«В то время директором Национальной оперы в Бухаресте был Людовик Списс. Я объяснил ему, кто я, он был довольно открыт и сказал, что осенью ждёт меня с двумя произведениями – «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Паяцы» Леонкавалло. Я обрадовался и стал активно репетировать с начала лета, чтобы осенью приехать и начать работу. Но, к несчастью, Людовик Списс попал в страшную аварию и умер. Его преемник, Кэтэлин Арборе, сказал мне, что договорённость со Списсом больше недействительна. Вот почему мне так и не удалось поработать в Бухарестской опере. Если бы Людовик Списс был жив, возможно, сегодня я был бы оперным дирижёром. Но так уж случилось, что я дирижирую больше симфонической музыкой, хотя опера мне очень нравится», – рассказывал В. Дони СМИ.
Три в одном
Валентин Дони, известный в нескольких ипостасях одновременно – и как дирижёр, и как композитор, и как исполнитель, в интервью СМИ говорит, что сегодня он, прежде всего, – дирижёр, так как эта деятельность обеспечивает ему средства к существованию. Но на протяжении многих лет, когда только начинал свою карьеру музыканта в разных оркестрах, он был и скрипачом, и контрабасистом, и аккордеонистом. Если бы в армии Валентин согласился на предложение военного дирижёра, то, может быть, его карьера была бы другой.
Во время службы в армии Валентин Дони играл на валторне. И делал это так хорошо, что дирижер военного оркестра предлагал ему остаться в армии и сделать карьеру профессионального валторниста. Но у молодого человека были другие планы и идеи на будущее. И интуиция его не подвела.
Сегодня, помимо дирижёрства, Валентин Дони выступает и как инструменталист. Периодически выступает в качестве контрабасиста на фестивалях камерной музыки во Франции. В Кишинёве он организовывает «Фортепианные ночи», проект, инициированный вместе с его другом, пианистом Мишелем Бурдонклем, где проводит и концерты камерной музыки.
«Так что, по сути, мне… трудно выбрать. Скажем так: моя нынешняя профессия – дирижёр. Но я считаю себя и дирижёром, и композитором, потому что окончил как композиторское, так и дирижёрское отделения. А, как исполнитель, я чувствую себя близким к любому инструменту, на котором играю в данный момент», – так Валентин Дони ответил на вопрос, кто он прежде всего.
Как композитор Валентин Дони сочинил оркестровую и камерную музыку, обрабатывал фольклорные произведения. Одно из наиболее значимых и упоминаемых в источниках его произведений – Archimedes Symphony (Симфония Архимеда), состоящая из нескольких частей.
Валентин Дони – член Союза композиторов и музыковедов Республики Молдова и Румынии. На протяжении своей дирижёрской карьеры он составил и освоил обширный репертуар произведений для оркестра, охватив, как шедевры мировой музыки, так и композиции, исполняемые впервые.
Валентин Дони известен далеко за пределами Молдовы и Румынии. Он сотрудничал со многими прославленными артистами, давая совместные концерты. Среди них Дора Шварцберг (Dora Schwarzberg), Патриция Копачинская (Patricia Kopacinskaia), Мишель Бурдонкль (Michel Bourdoncle), Данг Тхай Сон (DangThai Son), Лор Фавр-Кан (Laur Favre-Kahn), Лиана Исакадзе (Liana Issakadze), Сандрине Канторегги (Sandrine Cantoreggi), Марк Зелцер (Mark Zeltser), Константин Лифшиц (Konstantin Lifshits), Владимир Виардо (Vladimir Viardo), Мария Биешу ( Maria Bieșu ), Николай Петров (Nikolai Petrov) и другие.
Дирижёр Дони активно гастролирует с оркестрами. Число концертов перевалило за три сотни. Его принимали в Италии, Испании, Франции, Германии, России, Южной Корее и во многих других странах.
Неимоверную профессиональную поддержку и помощь наш талантливейший соотечественник оказывает и молодым исполнителям. Именно Валентин Дони – инициатор и организатор ряда музыкальных проектов, один из которых – ежегодный международный музыкальный фестиваль классической музыки «Фортепианные ночи», проводимый в Молдове при поддержке Французского альянса и посольства Франции.
У Валентина Дони сложился собственный стиль работы с оркестром – это спокойствие, требовательность, упорство, без компромиссов. Он считает, если музыкант нечестен по отношению к партитуре, то он нечестен и с людьми, входящими в этот музыкальный коллектив, оркестр. Необходима честная, профессиональная позиция.
У Валентина Дони есть дочь Феличия, которая выбрала музыкальную карьеру. Но, как заметил, дирижёр, это было не его решение, а матери девочки. Дело в том, что, когда Феличии было 4 года, мама увезла её с собой в США. Через год она решила, что дочке для общей культуры нужно заниматься музыкой, и отдала её на фортепиано. Девочке очень нравились занятия, и она стала серьёзно заниматься.
Отец, живя на другом континенте, не имел на дочку слишком большого влияния, но при каждой возможности старался помочь советами, включал её в качестве солистки в концерты, организованные Французским альянсом Молдовы в рамках фестиваля «Фортепианные ночи», а позже – в мероприятия, проводимые дирижёром во Франции и Словакии. Но концертной пианисткой дочь Феличия стала, благодаря своему труду, подчёркивает дирижёр.
Валентин Дони до сих пор с благодарностью вспоминает свою родную страну Молдову, где родился, учился и делал первые шаги в карьере, и преподавателей, которые помогли ему сформироваться, как личность и музыкант.
«Я невероятно рад и счастлив, что мне довелось учиться в Республике Молдова, в консерватории, у замечательных, профессиональных преподавателей, научивших меня многому. Учиться в Кишинёве было для меня большой честью», – вспоминает с благодарностью Валентин Дони.
И Молдова поистине может гордиться своим талантливым и выдающимся уроженцем, прославляющим её на весь мир. Валентин Дони – очень скромен, сдержан, тактичен, не часто даёт интервью. Из информации, имеющейся в публичном пространстве, выясняется, что и скромен список его званий. В 1999 году указом президента Республики Молдова ему было присвоено звание «Мастер искусств» за выдающиеся достижения в области искусства. В 2002 году правительство Франции присвоило ему звание «Кавалер ордена искусств и литературы».
И в завершении материала не могу не восхититься одним из высказываний маэстро о себе. Этот талантливый и многогранный человек на вопрос журналиста о том, как бы он описал себя в трёх словах, ответил: «Я не знаю себя хорошо!» То есть, при всей своей уникальности, он ещё может всех чем-то удивить!
Лидия Чебан