Выигрыш бывшим генпрокурором Александром Стояногло президентских выборов в Молдове стал политическим приговором 4-х летнему правлению Майи Санду и правящей партии «Действие и солидарность».
Такое мнение высказал известный молдавский учёный — историк, политолог, публицист и общественный деятель Иван Грек, передает Noi.md.
Касаясь стратегии и тактика избирательной кампании Александра Стояногло, он отметил, что его намерение включиться в кампанию по выборам президента Молдовы было лично для него психологически очень трудным решением.
Александр Стояногло объявил о вступлении в избирательную кампанию в июле 2024 г. после неудачи переговоров с лидерами ряда партий о поддержке его на выборах в качестве независимого кандидата.
Что касается его поддержки Партией социалистов и лично Игорем Додоном, то голоса, поданные за Александра Стояногло в первом туре, имели социалистическую партийную окраску, в то время как во втором туре они были голосами, отданные избирателями независимому и беспартийному кандидату в президенты Молдовы.
Как отметил Иван Грек, в тех внутриполитических условиях, в которых «варился» Александр Стояногло до официального объявления о вступлении в избирательную кампанию, ни о какой заранее продуманной и осознаваемой стратегии или выработанной тактики ее ведения, на его взгляд, не могло быть и речи.
Более того. Хотя к нему приклеили ярлык «агент Кремля» и использовали его непрерывно, особенно во втором туре, любому непредвзятому человеку было очевидно, что Александр Стояногло не человек Москвы и в этом он принципиально расходился с позицией ПСРМ и ее лидера.
А в ходе избирательной кампании стало очевидным, что Москва была против Александра Стояногло, поддерживая коалицию партий Илана Шора и его выдвиженца. Когда же его не допустили до участия в выборах, беглый олигарх выставил против Стояногло несколько спойлеров.
«Сказанное дает основание заключить, что Александр Стояногло вступил в избирательную кампанию с целью выиграть президентские выборы. Это была его стратегия, но никакой тактики, как набор средств или приемов ее реализации у него не могло быть», — заметил молдавский учёный — историк, политолог, публицист.
Он обратил внимание на то, что Александр Стояногло вступил в борьбу за пост президента на 8-10 месяцев позже Майи Санду, не имея своей избирательной команды, политической поддержки и в условиях враждебного отношения к нему самой Майи Санду, всей выстроенной ей системы власти. На ее избирательную кампанию работали все соровские организации в Молдове, а также монополизированные государством средства массовой информации с профинансированным Западом так называемым журналистским корпусом.
Как подчеркнул Иван Грек, в этих крайне неблагоприятных геополитических и политических реалиях тактикой кандидата в президенты Александра Стояногло могла быть только его предвыборная Программа, обращенная к избирателям Молдовы. Она была представлена им во время многочисленных встреч с избирателями в селах, районах, городах республики, в его интервью журналисту Владимиру Соловьеву и в некоторых телепередачах.
Ее суть можно кратко представить следующим образом: президентом Молдовы должен быть политически не ангажированным, независимым от партий государственным деятелем, объединителем народа страны, защитником прав человека и национальных меньшинств, гарантом соблюдения Конституции и исполнения Законов прежде всего государственными органами страны, соблюдения ими принципа разделения власти между законодательными, исполнительными и правовыми органами. В международной политике президент обязан руководствоваться принципом добрососедских и дружественных отношений со всеми странами и международными организациями, установления прагматических со всеми странами, исходя из нейтрального статуса страны, закрепленного в Конституции и интересов Молдовы.
Такая его Программа рассчитана на развитие Молдовы и улучшение благосостояния ее народа. В ней нет пункта о зависимости и подчинения Молдовы геополитическим игрокам и их структурам.
«Этим она не устраивала Брюссель, которому нужна управляемая им власть в Кишиневе . Александр Стояногло не имел шансов понравиться руководителям ЕС по определению. Но его позиция проигнорирована и Москвой из-за того, что он выступал за сотрудничество во имя интересов Молдовы как с ЕС, США, Румынией, так и с Россией. Москва как не имела, так и не имеет внятной внешней политики по отношению к суверенной Молдове», — отметил молдавский учёный — историк, политолог, публицист.
По его словам, в то же время, Александр Стояногло, без тактики и опыта ведения избирательной кампании, имея против себя всю махину власти захваченного государства и негативного отношения к своей кандидатуре со стороны геополитических игроков, выиграл выборы внутри страны на основе своей Программы.
Не прошел у избирателей в Молдове и референдум об изменении Конституции. Его успех был бы более внушительным, если бы Майя Санду не лишила права голоса многотысячных молдавских избирателей гастарбайтеров в России и Турции, не проводила кампанию запугивания избирателей на правом берегу Днестра и не организовала препятствия избирателям Приднестровья, имеющих документ о молдавском гражданстве, в голосовании.
Один из исключительно важных итогов выборов состоит в поддержке кандидатуры Александра Стояногло избирателями-молдаванами внутри страны.
Иван Грек обратил внимание на то, что вместе с тем, голосование 3-го ноября было также и протестным, голосовали против Майи Санду, а выигрыш Александром Стояногло выборов в Молдове стал политическим приговором ее 4-летнему и партии ПДС режиму диктаторского правления в Молдове.
«Для меня интерес представляет вопрос, сколько из них принадлежат молдаванам. Но независимо от их численности, именно благодаря их голосам Александр Стояногло выиграл в Молдове выборы у Майи Санду. Это означает, что они отвергли её и её сторонников ксенофобскую политику ведения избирательной кампании», — сказал молдавский учёный — историк, политолог, публицист.
По его словам, полученные Александром Стояногло голоса поддержки от избирателей молдаван свидетельствуют о том, что своей предвыборной Программой он заслужил у них доверие, несмотря на то, что не представлял на выборах титульную молдавскую нацию.
«Можно ли такое их голосование считать тенденцией их встречного общественно-политического движения в сторону совместных действий с национальными меньшинствами, признающими этническую идентичность молдаван и политический суверенитет молдавского государства? А это также позиция гагаузского народа Молдовы и его представителя Александра Дмитриевича Стояногло», — подчеркнул Иван Грек.