Министр энергетики Дорин Жунгиету отверг предположения о возможном отзыве лицензии на поставку природного газа у компании «Молдовагаз» в контексте реформы газового рынка. n
По словам министра, реальной целью предлагаемых изменений является укрепление энергетической безопасности страны и либерализация рынка, а не устранение конкретного игрока, сообщает bani.md
«Мы не говорим об отзыве лицензии. Мы говорим о более свободном и устойчивом рынке. Нужно реализовать Третий энергетический пакет, и все, что было изменено в законе, связано с этим направлением», — сказал Жунгиету.
Министр подчеркнул, что рынок газа не заблокирован каким-либо одним поставщиком, и в настоящее время «Энергоком» обеспечивает поставку газа. В ближайшей перспективе поставки будут определяться по результатам тендера, как и было объявлено ранее.
Проект поправок в закон «О газе» предусматривает ряд решительных мер, направленных на ослабление монополии «Молдовагаза», компании, находящейся под влиянием «Газпрома». Это касается обязанности поставщиков создавать запасы природного газа, что усилит конкуренцию на рынке, назначения правительством альтернативного поставщика для Приднестровского региона, благодаря чему отпадет необходимость в посредничестве «Молдовагаза».
Ускоренная либерализация рынка природного газа, постепенное исключение крупных и средних потребителей из регулируемых поставок «Молдовагаз» начиная с 2025 и 2027 годов, а также применение единого тарифа на распределение газа, что позволит другим поставщикам легче выходить на рынок.
Снижение роли «Молдовагаза» на газовом рынке является стратегическим шагом властей Кишинева по ограничению влияния «Газпрома» и отсоединению Молдовы от российской энергосистемы. В этой связи правительство намерено продвигать новые правила хранения газа и привлекать на рынок новых поставщиков, чтобы «Молдовагаз» больше не занимал доминирующее положение.
Эта реформа может вызвать сопротивление со стороны «Газпрома», который до сих пор косвенно контролирует молдавский газовый рынок через «Молдовагаз».
АО «Молдовагаз» контролируется российским концерном «Газпром» — 50 %, Агентством публичной собственности — 35,3 % и «Тираспольтрансгазом» — 13,14 %.