Во время недавнего визита в Индию филиппинский лидер заявил в интервью, что в случае столкновения Китая и США из-за Тайваня Филиппины не смогут сохранять нейтралитет.
Подобное заявление шокирует, нарушает приверженность Филиппин политике одного Китая и неизбежно негативно скажется на китайско-филиппинских отношениях и региональной безопасности, сообщает romanian.cgtn.com .
9 июня 1975 года Китай и Филиппины подписали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений, в котором филиппинская сторона чётко признала «правительство Китайской Народной Республики единственным законным правительством Китая, полностью понимая и уважая позицию, что существует только один Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью китайской территории». Филиппины обязались отозвать все официальные представительства с Тайваня в течение месяца. В январе 2023 года во время визита президента Фердинанда Маркоса-младшего в Китай было опубликовано совместное заявление, в котором Филиппины подтвердили своё уважение к политике одного Китая. Однако эти чёткие и недавние обязательства сейчас грубо нарушаются, и Китай заявил решительный протест филиппинской стороне.
За последние два года правительство Филиппин неоднократно выходило за рамки допустимого в вопросе Тайваньского пролива, принимая рискованные меры. В апреле Манила ослабила ограничения на контакты с тайваньскими официальными лицами, а начальник штаба Вооружённых сил Филиппин генерал Ромео Браунер заявил, что Филиппины «начали планировать действия по реагированию на потенциальный кризис в Тайваньском проливе».
Почему Филиппины постоянно бросают вызов основным интересам Китая в этом вопросе? С одной стороны, после прихода к власти администрация Маркоса запустила новую Политику национальной безопасности на 2023–2028 годы, утверждая, что Тайвань географически близок к Филиппинам и там проживает более 150 000 филиппинских граждан, поэтому конфликт в Тайваньском проливе неизбежно затронет страну.
Тайваньский вопрос — внутреннее дело Китая, и решение его находится исключительно в руках китайского народа. Аргументы, связанные с «географической близостью» или «большой численностью граждан», не могут оправдать вмешательство во внутренние дела другого государства или нарушение его суверенитета.
С другой стороны, участие Филиппин в этом вопросе отражает их стратегию «союза с Соединенными Штатами для противодействия Китаю». В последние годы США превратили Тайвань в ключевую пешку в своей политике сдерживания Китая. Филиппины видят себя в особом положении в этом американском стратегическом плане. В то же время Маркос нуждается в поддержке Вашингтона для укрепления своей власти, а его страна зависит от США в военной, оборонной и экономической поддержке. Таким образом, позиция Филиппин по Тайваню превратилась в «налог на защиту» и льстивый жест в адрес Вашингтона.
Эта «американская поддержка» может создать иллюзию безопасности для правительства Маркоса, но на самом деле обернется катастрофой для Филиппин. Под предлогом «национальной безопасности» Манила вмешивается в проблему Тайваньского пролива, не задумываясь о том, что может стать «пушечным мясом» во внешней стратегии США. Китайско-филиппинские отношения серьёзно пострадают, а региональная безопасность – существенно пострадает.
В 2025 году исполняется 50 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Филиппинами. За это время, благодаря общей исторической памяти о борьбе с японским милитаризмом, несмотря на серьёзные изменения международной обстановки и спор в Южно-Китайском море, двусторонние отношения в целом оставались стабильными. Это обусловлено последовательной приверженностью «базовой линии» отношений – филиппинская сторона твёрдо взяла на себя обязательство придерживаться политики одного Китая.
Тайваньский вопрос, представляющий собой суть фундаментальных интересов Китая, не является и не должен стать источником конфликта между Китаем и Филиппинами. Филиппинским политикам рекомендуется строго следовать принципу одного Китая и духу совместного коммюнике об установлении дипломатических отношений, проявлять осторожность в своих заявлениях и действиях и не играть с огнём. В противном случае пламя, которое они разжгут, поглотит само себя и ввергнет в огонь всю страну.