1. Главная
  2. »
  3. Главное
  4. »
  5. ЛДПМ: от “унионизма-лайт” к “хеви-унионизму”

ЛДПМ: от “унионизма-лайт” к “хеви-унионизму”

7 июл. 10:00   Аналитика 4 час. назад 1015 0

Молдавская специфика: ЛДПМ взяла курс на ликвидацию молдавского государства

Либерально-демократическая партия окончательно оформила свой переход в стан унионистских формирований. На состоявшемся в минувшее воскресенье, 2 июля, 10-м внеочередном съезде партии было решено, что ЛДПМ теперь “с полной самоотдачей будет добиваться цели воссоединения Республики Молдова с Румынией, чтобы восстановить историческую правду, а также поскольку это самый быстрый и реальный способ вернуть Молдову домой, в большую европейскую семью”. Как заявил ново-старый лидер формирования Владимир Филат, вектор на вступление в ЕС уже не так актуален, новое направление – “союз с Румынией”.

В принципе, такой дрейф либеральных демократов был предсказуем. Ну не может политическая партия в Молдове быть “немножко беременной”, вернее, на постоянной основе придерживаться позиции “умеренного” унионизма или “унионизма-лайт”.

Либерально-демократическая партия Молдовы была основана в декабре 2007 года инициативной группой во главе с Владимиром Филатом, вышедшим из Демократической партии. ЛДПМ провозгласила себя правоцентристским политформированием, “разделяющим современную европейскую народную доктрину”.

Поначалу ни о каком унионизме в программных документах либеральных демократов речи не шло. Отцы-основатели провозгласили, что цель их новой партии – интеграция Республики Молдова в европейское пространство “с возвращением к европейской цивилизации, в том числе с точки зрения разделяемых ценностей”, а также реинтеграция страны, потому что это “нравственный долг государства и общества”. Румыния в первой программе ЛДПМ была названа “ближайшим европейским государством”, а “румынская самоидентичность и одновременно лояльность большинства жителей Молдовы в отношении Румынии не являются проблемой для государственности Республики Молдова, которую подрывают некомпетентность, злонамеренность и особые экономические интересы кланов”, говорилось в документе.

Программный крен в сторону унионизма у Либерально-демократической партии произошел только через 11 лет после ее создания – в 2018 году.

ЛДПМ тогда переживала непростые для себя времена. Лидер партии Владимир Филат отбывал срок за извлечение выгоды из административного ресурса и пассивную коррупцию. Сама партия стараниями Владимира Плахотнюка и его сподвижников была выведена из власти и стала рассыпаться. Многие члены ЛДПМ ушли к демократам, многие бывшие либеральные демократы сейчас составляют партактив PAS.

В сентябре 2018 года состоялся 8-й внеочередной съезд Либерально-демократической партии, который был назван “съездом возрождения” и на котором новым председателем формирования вместо политолога, экс-министра обороны Виорела Чиботару не без скандала был избран один из идеологов партии Тудор Делиу. В то время ходили упорные слухи о довольно сложных внутрипартийных трениях между т.н. “умеренным” и “радикальным” крылом ЛДПМ, которые отразились не только на смене партийного руководства, но и на программных целях Либерально-демократической партии.

Самым оптимальным способом выживания в тогдашних политических условиях в ЛДПМ посчитали переход в унионистские ряды. “У нас много унионистски настроенных членов – это оказались самые стойкие и неподкупные люди, которые сохранили верность партии и не покинули ее рядов. Мы не могли не отразить их чаяния в своей программе”, — заявил тогда экс-председатель формирования Виорел Чиботару. В итоге на 8-м внеочередном съезде в программные документы партии было включено положение о том, что “ЛДПМ поддерживает чаяния определенной части общества на объединение Молдовы с Румынией”.

Поскольку в программе Либерально-демократической партии образца 2018 года еще не содержалось четко заявленного курса на объединение Молдовы с Румынией и речь шла лишь о “поддержке чаяний определенной части молдавского общества”, политические комментаторы назвали произошедший дрейф либеральных демократов “умеренной радикализацией”, а саму ЛДПМ — партией “унионизма-лайт”.

И вот спустя пять лет от “лайт-версии” унионизма ЛДПМ перешла к его более тяжелой, “хеви-версии”.

“Настоящим проектом страны должно стать воссоединение двух румынских государств, как это предусмотрено в декларации независимости. Это единственный путь, которым мы должны идти. Упорство в сохранении независимости станет бременем, которое понесут люди. Единственной гарантией нормальной жизни является союз с Румынией”, — заявил на съезде в воскресенье вновь избранный лидером ЛДПМ бывший премьер-министр Владимир Филат.

Одновременно ЛДПМ объявила о своем слиянии с унионистской Партией национального единства (PUN) – политформированием с достаточно интересным анамнезом.

Партия национального единства была создана экс-министром обороны Анатолом Шалару под экс-президента Румынии Траяна Бэсеску на основе унионистской партии “Dreapta” (“Правые”) бывшей либералки Анны Гуцу. У PUN Бэсеску-Шалару первоначально был грандиозный план: экс-президент Румынии, получив молдавское гражданство, врывается в молдавскую политику, объединяет вокруг себя прорумынский электорат и унионистские партии Республики Молдова, на белом коне въезжает в парламент РМ, после чего в Молдове формируется “критическая масса” для объединения. “Мы можем воспользоваться поддержкой самого лучшего президента Румынии, самого лучшего политика Румынии, самого любимого политика в Республике Молдова. У нас есть необходимые силы, чтобы выиграть парламентские выборы, я не думаю, что это невозможно”, — утверждал унионист, сподвижник Бэсеску, румынский депутат Константин Кодряну в ноябре 2016 года.

В июне 2017-го Траян Бэсеску был избран почётным председателем Партии национального единства с прицелом, что со временем, выиграв судебные споры и вернув себе молдавское гражданство, бывший румынский президент станет полноценным председателем PUN. Однако фактически руководивший тогда страной Владимир Плахотнюк , президент Игорь Додон и судебные инстанции РМ поставили крест на этих планах. Главным молдавским политическим игрокам не нужен был Бэсеску в молдавской политике. 7 ноября 2018 года Высшая судебная палата поставила точку в деле о гражданстве экс-президента Румынии, оставив в силе указ президента Додона о лишении Траяна Бэсеску молдавского гражданства.

Унионистский политический проект под названием “Партия национального единства” схлопнулся, так и не успев толком раскрутиться. После Шалару председателем PUN был историк и боксер Октавиан Цыку, а недавно лидером партии стал экс-депутат от ЛДПМ Александр Чимбричук, который и провел переговоры о слиянии PUN с Либерально-демократической партией со своим бывшим (и уже настоящим) партийным шефом Владимиром Филатом.

Политический аналитик Корнелиу Чуря объясняет “унионистский дрейф” ЛДПМ тем, что партия Владимира Филата сейчас находится в поиске политической ниши. Особенно на фоне заметного падения рейтингов правящей PAS.

“Думаю, что у г-на Филата есть определенные связи в Бухаресте, где ему намекнули, что неплохо было бы попробовать пойти по этому пути. Но ЛДПМ – это, скорее, партия “конъюнктурного” унионизма, а не “убежденные” унионисты. По-видимому, перед ними поставлена задача продвижения партии чисто унионистского толка, потому что унионистские формирования в Молдове в виду широкого влияния PAS в последнее время не могут себя особо проявить. Ну и как вариант, думаю, что Бухарест вместе с г-ном Филатом решили попробовать вариант ЛДПМ, чтобы получить в парламенте РМ “чистокровную” унионистскую партию, пусть и с “конъюнктурным” уклоном. Не знаю, будет ли прорабатываться вариант с объединением унионистских партий под крылом ЛДПМ, это достаточно сложно. Скорее всего, ЛДПМ самостоятельно попробует пройти в парламент, или привлекая на свою сторону других политиков, но при этом не меняя свою вывеску”, — считает Корелиу Чуря.

Но каковы шансы у Владимира Филата и Либерально-демократической партии вернуться в большую политику? До сих пор полноценно пережить второе возрождение удавалось разве что Демократической партии. И то потому, что Владимир Плахотнюк в своё время влил в ДПМ очень большие деньги, используя её как инструмент для своей “легализации” в политике, а также сумел «оторвать» от Воронина второго по популярности политика на том момент — Мариана Лупу.

“Сложно, конечно, еще раз чем-то удивить электорат, хотя Владимир Филат, как политик, в начале 2000 годов уже пережил один заметный политический спад, однако в 2007-2008 гг. опять вернулся в политику и вошел во власть. Но сейчас это, конечно, будет сделать намного сложнее”, — считает Корелиу Чуря. – “ Но у Владимира Филата кроме минусов, о которых все знают, всё же есть и определенные плюсы. Это опыт менеджмента, опыт управления – он был не самым плохим управляющим в Молдове и не самым плохим руководителем политической партии”.

Так что определенные шансы после очередной “перезагрузки”, по мнению эксперта, у ЛДПМ есть, но “при некоторых раскладах”: “Это падение рейтинга PAS, это достаточно энергичные и убедительные действия самого Владимира Филата как лидера партии, плюс кроме Филата в ЛДПМ должны появиться и другие заметные политические лица, которые могли бы как-то убедить правый электорат”.

Сам бывший премьер-министр с оптимизмом смотрит на способность ЛДПМ вернуться в большую политику. “Я точно знаю, что последует за этим съездом. Я точно знаю, что мы будем делать, но мы будем делать это очень энергично и, уверяю вас, очень продуктивно, поскольку мы продемонстрировали, что умеем делать дела в Республике Молдова”, — сказал Владимир Филат на 10-м съезде своей партии.

Ново-старый лидер ЛДПМ уже заявил, что для начала Либерально-демократическая партия нацелилась на всеобщие местные выборы, которые пройдут этой осенью, считая, что политический цикл его партия может успешно начать с выборов в местные органы власти, где представители ЛДПМ всегда показывали неплохие результаты. Ну а потом продолжить его уже на парламентских выборах.

Ксения Флоря

Источник

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают