«Когда политики говорят о том, что останутся те же прокуроры, даже если две прокуратуры – Антикоррупционная прокуратура (АП) и Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД) – будут объединены, тогда, естественно, подразумевается, что хотят удалить определенных людей», – заявил в ходе передачи Vocile Puterii председатель Союза юристов Республики Молдова Максим Лебединский.
«Мы не можем сказать, повысится или понизится качество работы этих двух прокуратур после слияния или они останутся в нынешнем виде . Эти две специализированные прокуратуры были созданы по настоянию европейских партнеров, которые заявили, что для большей независимости и стабильности в Молдове прокуроры должны быть специализированными.
В этом контексте, связанном с недовольством Антикоррупционной прокуратуры, мы имеем 4 разных момента. Первый – позиция Министерства юстиции, которая отличается от того, что думают в обществе; второй — то, что было воспринято широкой общественностью; третий – политические заявления президента страны, который бросил больше всего камней в огород Антикоррупционной прокуратуры , и спикера парламента; четвертый – заявления главы Антикоррупционной прокуратуры.
Из реакции Вероники Драгалин мы все понимаем, что на самом деле недовольство политиков направлено на представляемый ею институт или на нее лично. Когда политики говорят о том, что останутся те же прокуроры, даже если две прокуратуры будут объединены, то, естественно, подразумевается, что желательно отстранение определенных людей […]», — отметил Максим Лебединский.
Он также перечислил четыре гипотетических сценария того, что может произойти после возможного слияния АП и ПБОПОД, о чем недавно заявила министр юстиции Вероника Михайлова-Морару.
«Если гипотетически предположить, что парламент внесет законопроект об объединении прокуратур, то возникает вопрос, кто возьмет на себя риски возможных изменений. Учитывая, что недовольство исходит от политиков, скорее всего, законопроект будет разработан одним из депутатов или группой депутатов.
Реорганизация этих двух прокуратур может быть осуществлена путем поглощения: либо Антикоррупционная прокуратура сохраняет свою юридическую правосубъектность и поглощает ПБОПОД, и тогда руководство АП остается неизменным, а все прокуроры из ПБОПОД переходят туда, и название может быть изменено, это не проблема. Вариант второй — ПБОПОД сохраняет юридическую правосубъектность, поглощает АП, и в таком случае руководство АП уходит в отставку.
Возможен также вариант, когда путем слияния двух учреждений создается новое учреждение и руководство обеих прокуратур уходит, организуется конкурс на новое юридическое лицо и все прокуроры объединяются в этом учреждении.
И четвертый вариант, когда ликвидируется и одна прокуратура, и вторая, все распределяются по территориальным прокуратурам, а впоследствии создается новое учреждение.
«Я думаю, что последний вариант был бы наиболее разрушительным с точки зрения работы прокуратуры, когда сотни дел остаются в подвешенном состоянии и никто ими не занимается», — отметил Лебединский.
В свою очередь, юрист, бывший заместитель министра юстиции, бывший представитель Республики Молдова в Венецианской комиссии Николай Ешану отметил, что при любом из перечисленных вариантов деятельность прокуроров будет нарушена.
«Проблемы в деятельности не выявлены, потому что если мы говорим, что она функционирует плохо, то мы должны также сказать, почему. Таким образом, мы рискуем перенести старые проблемы в новую структуру и еще больше их усилить».
Отметим, что в последнее время в публичном пространстве юристы, политики, политологи говорили, что предложение об объединении АП и ПБОПОД является попыткой смещения главы АП Вероники Драгалин, поскольку деятельность этого учреждения ранее резко критиковалась президентом Майей Санду .
Вероника Драгалин опровергла слухи о своей возможной отставке в четверг и подчеркнула, что ее не приглашали в парламент на слушания по законодательным поправкам, предложенным Министерством юстиции. Она была назначена на должность главы Антикоррупционной прокуратуры в 2022 году сроком на 5 лет.