Минэкономики разработало проект изменений в законодательство об электронной торговле. Часть из них касается налогообложения этой сферы.
В прошлом году бизнес-ассоциации высказывались за освобождение интернет-магазинов от уплаты местного сбора. Частично их аргументы были приняты. Одно из положений проекта предусматривает внесение поправок в НК с целью установления более низких ставок местных сборов для небольших единиц розничной торговли, выполняющих заказы через интернет или по почте, передает logos.press.md
В частности, для микропредприятий сбор предложено взимать в пределах 25% от базовой ставки, а для малых предприятий – до 50%. Средние и крупные предприятия онлайн-торговли, будут облагаться местным сбором в полном объеме.
В законодательство вносятся и другие пояснения, связанные с налогообложением. Уточняется само понятие онлайн-торговли и прописывается новая методика определения места оплаты налога. Если магазин физических продаж начинает и онлайн-торговлю, налог на интернет-магазин не платится до тех пор, пока продажи в нем не превысят физические.
Оплата налога будет производиться не по юридическому адресу владельца онлайн-магазина, а в соответствии с его уведомлением об осуществлении подобной деятельности.
Производить анализ своей работы компания обязана ежеквартально, а заплатить налог в том районе, где произвела больше всего продаж, сообщив в течение 15 дней органу местной власти об этом. «Технически это очень неудобно, — говорит Юрий Чичибаба, управляющий партнер Taxaco, один из участников консультаций при разработке проекта. — Понятно, что основная торговля идет, как правило, в больших городах и столице, но вдруг какая–то акция приведет к перерасчету, и окажется, что больше всего продаж пришлось на пригород Кишинева».
Бизнес предложил другие варианты определения места уплаты налога. Можно использовать результаты предыдущего года (полугодия) или рассмотреть другую базу – там, где находится склад компании. Склад, как отправная точка, лучше и удобнее, чем ежеквартально пересчитывать доход, иначе бизнес завалит систему нотификациями, считают представители бухгалтерского сообщества.
В этой связи они возвращаются к еще одной старой проблеме. Найти информацию по ставкам местных сборов до сих пор проблематично. Раньше ее размещала ГНС на своем сайте, сейчас это в ведении органов местной власти. «Неудобно, что нет единой базы, в которой можно увидеть финальные решения по ставкам. Не все местные власти публикуют их вовремя, — продолжает Юрий Чичибаба. – Конгресс местных властей Молдовы мог бы взять на себя обязательство гарантировать наличие такой информации по всем примэриям. Тем более, что иногда эти налоги меньше, чем затраты на их оплату. Компании, у которой много филиалов, легче заплатить максимальную ставку сбора, чем уточнять ее размер в конкретном населенном пункте».
Дополнительно при разработке законопроекта об электронной торговле обсуждался вопрос оплаты НДС на импорт услуг. «Бизнес давно настаивает на его прояснении, — говорит предприниматель. — Сегодня ситуация следующая: если компания постоянно производит только экспорт, но оплачивает импорт услуг, то она обязана заплатить НДС, чтобы затем государство его возместило. В международной онлайн-торговле расходы, связанные с оплатой услуг маркетплейса, рекламой и продвижением осуществляются ежемесячно, и это большие суммы. Практика показывает, что на маркетинг уходит около 30% бюджета онлайн-торговли. Если компания еще 20% НДС уплачивает, то ежемесячно 6% средств государство забирает из оборота, чтобы потом вернуть после проверки».
Бизнес предлагает платить НДС только в том случае, если импорт был использован не для поставки услуг, облагаемых НДС, и если компания не является его плательщиком. В остальных случаях оплату можно было бы не производить, т. к. эффект от этой операции нулевой, кроме кредитования бизнесом государства.
Предлагается и корректировка положения о возврате товаров. Международная практика показывает, что от 10% до 30% всех посылок клиенты возвращают. Сегодня молдавское законодательство требует обязательного доказательства того, что налогоплательщику не был возмещен НДС. «Получив возврат товара, он должен прийти в офис ГНС за справкой о том, что компания не получала возмещение, и только тогда таможня ему позволяет произвести растаможку груза без уплаты НДС, — поясняет Юрий Чичибаба. — Кроме того, до сих пор не работает система периодической декларации на импорт. Поэтому возвращенный товар раз в месяц оприходовать невозможно».
Правильнее было бы аннулировать это положение или перевести его под личную ответственность налогоплательщика. В любом случае, в случае продажи товара в Молдове он заплатит НДС еще раз. В республике мало крупных компаний, которым возмещают НДС ежемесячно. Небольшие предприятия делают это не чаще, чем раз в 3, 6 или 12 месяцев.
Действующая практика мешает эффективному развитию экспортной электронной торговли местными производителями, объясняет Юрий Чичибаба. А в их деятельности государство должно быть заинтересовано намного больше, чем в торговле, ориентированной на импорт.
Изменение методологии оплаты НДС позволит малым и средним компаниям увеличить объем собственных оборотных средств, которые в этом бизнесе критичны, так как оплата на молдавский банковский счет компании не поступает в момент продажи, а с задержкой до 10 дней.
«Закон сейчас обсуждается, и хотелось бы, чтобы наши замечания учли, — отмечает Чичибаба. – Тем более, что это вопросы, которые нужно было решить еще вчера».