В Республике Молдова до сих пор не создан реестр кинематографических произведений, что препятствует полноценной защите авторских прав и выплате роялти за использование фильмов.
Об этом заявил Вирджилиу Мэрджиняну, продюсер и председатель Союза кинематографистов Молдовы, выступая на Региональной конференции по вопросам интеллектуальной собственности и креативных индустрий, сообщает Logos-Press.
«Пункт болезненный и тяжёлый — по крайней мере, в сфере кинематографии — это то, что сегодня мы всё ещё отстаём в создании кинематографического реестра, который так и не был учреждён до сих пор. А без этого реестра мы не можем знать точно, кто и какие ценности имеет в Республике Молдова. Более того, Молдова — это единственная страна, где не выплачиваются авторские отчисления за использование фильмов. Мне бы очень хотелось, чтобы по мере развития прав интеллектуальной собственности, в том числе и в кино, кинематографисты, режиссёры, авторы фильмов, сценаристы — все стали бенефициарами этих прав», — подчеркнул он.
Мэрджиняну привёл пример функционирования системы авторских прав в соседней Румынии: «В Румынии существует ассоциация DACIN SARA, которая регистрирует — в рамках депозита по закону — работы в области кино. И все режиссёры — члены этой ассоциации, и получают выплаты за авторские права. Мы пока остаёмся в числе отстающих. Но я надеюсь, что мы сможем наверстать».
Параллельно с уже существующими проблемами в сфере авторских прав, развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) ставит перед кинематографистами дополнительные вопросы и риски. В этом смысле председатель Союза кинематографистов коснулся четырёх ключевых аспектов.
«Прозрачность и этикетирование: когда мы используем искусственный интеллект, важно чётко обозначать этот факт. Мы должны быть честными как перед собой, так и перед публикой и коллегами из креативных индустрий. Только так можно сохранить доверие и уважение.
Защита авторских прав: если ИИ использует наши произведения, необходимо получить согласие авторов — «да» или «нет» — и закрепить это на законодательном уровне. Без такого механизма авторы рискуют потерять контроль над своими работами.
Права на произведения, созданные с помощью ИИ: нужно определить, кому принадлежат права на произведения, созданные ИИ: тому, кто заказал работу, тому, кто создавал её напрямую, или технологии. Важно понять, кто получает выгоду, и кто несёт ответственность.
Юридическая ответственность и предотвращение злоупотреблений: если используется образ актёра, его голос или манера поведения без согласия, кто и как должен отвечать за такие нарушения? Без чёткой правовой базы ИИ может использоваться без ограничений, что недопустимо», — рассказал Вирджилиу Мэрджиняну.
По его словам, эта тема волнует кинематографистов, особенно опытных режиссёров, которым с большим трудом даётся принятие участия искусственного интеллекта в создании фильма.
«Кино — это единственное творчество или единственная индустрия, которая объединяет все остальные искусства — литературу, визуальное искусство, поэзию, фильм, музыку и сценографию. И когда начинает появляться искусственный интеллект, который берет на себя часть этих специализаций, некоторые кинематографисты могут не согласиться с этим. Конечно, мы не можем «забаррикадироваться» и отказываться принимать искусственный интеллект, потому что — хотим мы этого или нет — он катком идёт по нам, и тогда необходимо найти конкретные регуляции и чёткие правила, которые будут соблюдаться, чтобы он стал помощником кинематографистов, а не преградой», — заключил Мэрджиняну.