Более миллиарда человек во всем мире живут с ожирением — поистине глобальная эпидемия. Врачи связывают ее как с увеличением потребления калорий, так и со снижением физической активности.
Выяснилось, что с поправкой на размер тела люди в более экономически развитых обществах тратят сравнительно меньше энергии. Однако различия слишком малы, чтобы объяснить более высокую распространенность ожирения в благополучных популяциях. Поэтому повсеместный набор лишних килограммов связан, по-видимому, в основном с тем, сколько мы потребляем, а не с тем, сколько тратим, передает naukatv.ru
Результаты согласуются с общепринятым мнением о том, что основная причина лишнего веса заключается в избыточном потреблении энергии, и указывают на необходимость политики, направленной на его снижение, заметила эпидемиолог Ванесса Оддо из Иллинойсского университета в Чикаго. Однако и она, и ее коллеги предупредили: компьютерное моделирование, разовые наблюдения и косвенные измерения не позволяют прийти к убедительным выводам.
Предыдущие исследования показали, что люди в более индустриализированных обществах, как правило, имеют более высокий средний индекс массы тела и процент жира, хотя тенденции неоднозначны. Чтобы изучить относительную роль рациона и физической активности в формировании этой картины, была проанализирована база данных тысяч жителей шести континентов, живущих в разных обществах и ведущих разный образ жизни.
Она содержит измерения расхода энергии по моче участников после того, как они выпили воду, молекулярно помеченную тяжелыми изотопами кислорода и водорода. При сжигании калорий часть атомов кислорода в выпитой воде используется для образования углекислого газа, который мы выдыхаем. Измерив избыток тяжелого водорода в моче человека через несколько дней после употребления меченой воды, ученые могут оценить, сколько кислорода превратилось в углекислый газ — и, следовательно, сколько энергии было потрачено.
Исследователи также измерили или оценили долю энергии, расходуемой человеком на базовые функции, такие как дыхание и терморегуляция, а также пищеварение. Эти цифры вычли из общих энергозатрат.
Показатели рассчитали для 34 популяций по всему миру и скорректировали их с учетом таких факторов, как возраст и размер тела. Подтвердилось, что люди в более экономически развитых регионах в целом тратят меньше энергии — например, тувинские крестьяне сжигают больше калорий по сравнению с американцами.
Эти различия небольшие и сильно варьируются, говорит эволюционный антрополог Аманда МакГроски из Элонского университета, соавтор исследования. По мнению авторов, они обусловлены в основном меньшим базовым расходом энергии, а не физической активностью. Предыдущие исследования той же команды показали, что метаболизм представителей индустриализированных обществ может быть быстрее из-за большего воздействия микробов и, следовательно, повышенной иммунной активности.
В целом различия в общем расходе энергии объясняют только 10% связи между экономическим развитием и показателями ожирения. Оставшиеся 90% тенденции должны быть обусловлены избыточным потреблением энергии, приходят к выводу исследователи.
Результаты подтверждают сильную связь между потреблением энергии и ожирением, заметил биостатистик Джефф Голдсмит, специалист по данным общественного здравоохранения из Колумбийского университета. Однако база данных исследования глобально неравномерна: она содержит данные тысяч людей из экономически развитых обществ, но лишь десятков человек из сообществ охотников-собирателей или садоводов.
«Меня беспокоит попытка делать широкие выводы, когда выборка несбалансирована», — подчеркнул Голдсмит.
Методы исследования, хотя и интересные, основаны на «множестве допущений, наложенных на предположения», вторит ему биостатистик Эндрю Браун из Медицинского университета Арканзаса.
Базовые энергозатраты в исследовании безоглядно экстраполируются на разные популяции — а это может быть неверным, объясняет он: «Вполне возможно, что небольшие изменения в физической активности оказывают значительное влияние на само потребление энергии».
Поскольку нет данных о рационе отдельных участников, сложно понять, какая пища провоцирует ожирение, признают авторы. Они исходили из общепринятых представлений о том, что развитые общества отличает большее потребление калорийных ультрапереработанных продуктов. Как бы там ни было — этот потенциальный механизм, среди прочего, требует дальнейшего изучения, согласилась МакГроски.
Однако выводы команды ни в коем случае не отрицают важность физических упражнений, предупредила она.
«Физическая активность абсолютно полезна для общего здоровья. Просто она может не оказывать такого влияния на общий расход энергии, как считалось ранее», — подытожила исследовательница.