Власти в Кишиневе не разрабатывают никаких «секретных планов» по реинтеграции левого берега Днестра, никакого документа на этот счет не существует.
Однако ведутся обсуждения и согласования, в том числе с международными партнерами. Если план реинтеграции региона создадут и утвердят, его не будут скрывать от общества, заявил министр иностранных дел Михай Попшой в программе Cutia Neagră, передает tv8.md
«Подход Молдовы уже давно известен: урегулирование исключительно мирным путём. Сам план ещё предстоит разработать, в том числе при поддержке партнёров. Есть несколько фундаментальных принципов: суверенитет и территориальная целостность Республики Молдова, унитарный статус государства и мирная реинтеграция, в том числе экономическая, которая, собственно, уже запущена», — подчеркнул Попшой.
Министр отметил, что от общества ничего не скрывается, все решения транспарентны.
«Как только будет готов финальный план, который можно выносить на общественное обсуждение — в демократической стране иначе и быть не может, — он будет представлен. Мы не готовим какой-то план втихую, чтобы потом неожиданно его внедрить», — заверил министр.
По словам главы МИД, экономическая реинтеграция уже происходит и ее темпы ускоряются.
«Экспорт из Приднестровского региона Молдовы ещё с 90-х годов осуществляется с молдавскими таможенными печатями. Де-юре регион уже давно является частью Молдовы в части внешнеэкономических отношений. В прошлом году были введены таможенные пошлины — это важный первый шаг экономической реинтеграции и вывода региона в легальное поле», — подчеркнул Попшой.
Сейчас ведутся обсуждения по плану реинтеграции с партнерами по развитию — США и ЕС, но это лишь предварительные обсуждения. Итоговый план реализуют лишь после его обсуждения с обществом.
Заручиться поддержкой партнеров нужно и для финансовой помощи, ведь процесс реинтеграции потребует серьезных трат.
«Любой серьёзный план должен учитывать доступные ресурсы. Чтобы привести в соответствие пенсионную систему левобережья, зарплаты, обменять ту «валюту», которая нигде не признаётся, но на которую люди всю жизнь работали, — нужны очень большие деньги. У Республики Молдова таких денег нет», — подытожил глава МИД.