Нападки на журналистов портала «Cu Sens», которые провели громкое расследование о судьбе Туберкулезной больницы в Ворничень в районе Стрэшень.
Учреждение остается закрытым после капитального ремонта. Министр здравоохранения Алла Немеренко позволила себе оскорбить автора этого материала, которая попросила ее прокомментировать отказ ведомства на продолжение съемки в больнице, передает publika.md
Немеренко заявила, что деятельность издания «не имеет смысла» и отказалась отвечать на вопросы. Медиа-эксперты осудили поведение министра, сама же Немеренко никак не прокомментировала случившееся.
Журналист Феличия Крецу хотела узнать у чиновницы, какова судьба одного из блоков больницы в Ворничень, которая с 2014 года простаивает без дела. Команда издания «Cu Sens» провела громкое расследование о судьбе больницы в 2018 году, которое вызвало широкий резонанс и было опубликовано многими СМИ, в том числе нашим телеканалом.
«Нам отказали в съемке, назвав ее бессмысленной, потому что на территории больницы ничего не изменилось. Мы хотим спросить, как вы расцениваете эту ситуацию — в данном случае это нарушение закона о доступе прессы к информации, представляющей общественный интерес?» — поинтересовались журналисты.
«Ваш вопрос не по теме, но раз уж вы настаиваете на том, что вы издание «со смыслом». Хотя я бы сказала наоборот…», — заявила чиновница.
Несколько раз журналист пыталась задать интересующие ее вопросы, однако в какой-то момент министр решила закрыть тему.
— Я вас очень прошу, давайте не откланяться от темы сегодняшней пресс-конференции. Дайте возможность и другим коллегам задать вопросы. Спасибо!
— У нас не так много возможностей пообщаться с вами, поэтому пожалуйста послушайте наши вопросы.
По словам журналиста издания «Cu Sens» Феличии Крецу, она несколько раз отправляла письменный запрос в минздрав для того, чтобы ей разрешили продолжить съемки материала о туберкулезной больнице в Ворничень и каждый раз получала отказ.
«Мы воспринимаем действия министерства как злоупотребление. На лицо явное нарушение права на доступ к информации. Журналисты разрабатывают тему не только на основании документов, но и во время съемок. Мы выезжаем на место, чтобы понять, как обстоят дела на самом деле. В этом случае нам отказали в просьбе провести съемки, а значит было нарушено наше право доступа к информации», — говорит журналистка.
Также репортер рассказала, что она пыталась поговорить с министром и ее пресс-секретарем после конференции, но ее проигнорировали. Медиа-эксперты осуждают подобное поведение со стороны министра Аллы Немеренко: «Я думаю, что подобная реплика недопустима со стороны человека на государственной службе, в свою очередь государство обязано обеспечить журналисту доступ к информации. В случае, когда журналистам препятствуют в получении информации, они имеют полное право обратиться в суд и уже через суд добиваться доступа к информации».
«Публичные учреждения обязаны отвечать на запрос о доступе к информации как со стороны обычных граждан, так и со стороны журналистов. Ни министерство, ни, тем более, его подразделение не может решать — имеет ли право журналист снимать что-либо или нет. Такое решение принимает только редакция. Мне очень жаль, что реакция министерства была не самой адекватной в этой ситуации. Должна быть открытость со стороны публичных учреждений».
Журналист, подвергшаяся нападкам, утверждает, что в редакции не будут мириться с подобным отношением: «Мы пока думаем, что делать дальше. Мы бы не хотели обращаться в суд, но это, как показывает практика, единственный способ отстаивать наши права и стимулировать чиновников быть более открытыми».
Журналисты попытались узнать причину подобной реакции у министра здравоохранения Аллы Немеренко, позвонив ей лично, а также обратившись в пресс-службу ведомства. Но министр не ответила на звонки, а пресс-секретарь минздрава Елена Мудрый в телефонном разговоре сказала, что в ее обязанности не входит комментирование заявлений министра.