«Я размышляла, как продолжить свою карьеру, и уже поступило несколько предложений из Румынии и Брюсселя, а тут появилась возможность пройти конкурс в Национальном институте юстиции (НИЮ), ссылку на который я получила из нескольких источников», – заявила глава Национального института юстиции, румынка Рамона Стругариу в ходе телепередачи Cutia Neagră .
«Сообщения, которые я получала из Республики Молдова с тех пор, как я была в Европейском парламенте, а здесь я имею в виду людей из гражданского общества и из политического пространства, людей, с которыми, кстати, я работала на протяжении многих лет в качестве депутата Европарламента. Поэтому сообщений, связанных с моим вкладом в реформу правосудия, было много.
Я действительно получала сообщения с призывом сделать что-то для системы правосудия в Республике Молдова, подумать об этом, если я хочу внести свой вклад. Я всегда очень вежливо отвечала: «Спасибо за доверие, для меня это большая честь, я хочу внести свой вклад в нужное время в нужном контексте, но это обсуждение должно состояться после того, как я завершу свой мандат в качестве депутата Европарламента».
Позже, по счастливому совпадению, я бы сказала, что все эти дела были завершены, и я задумалась, как продолжить свою карьеру. Мне уже поступили предложения в Румынии и в Брюсселе, и вот появилась возможность пройти конкурс в Национальном институте юстиции. Я получил ссылку из нескольких источников, ссылку на конкурс я получил от людей из гражданского общества. Я сказала, что если бы я приехала в Республику Молдова, то сделала бы это не через политическое назначение, а путем конкурса, как и каждый человек, желающий участвовать {…}», – отметила Рамона Стругариу.
Она также заявила, что, по ее мнению, это хорошо, что правительство в Кишиневе ищет людей из-за рубежа для работы в Республике Молдова.
«Я заполнила анкету, подала заявку и пришла на собеседование. О том, что одна из кандидаток сняла свою кандидатуру, я узнала, когда пришла на собеседование. Я понятия не имела о том, что произошло. Я видела комментарии о том, что она сняла заявку в мою пользу, но это чистые домыслы […]».
Рамону Стругариу также спросили об ее отношениях с Партией действия и солидарности (ПДС) и ее членами.
«Я много лет плодотворно сотрудничала с представителями ПДС, гражданского общества и экспертами. Эти отношения были хорошими и очень эффективными, и они также помогли мне, когда я приняла решение приехать сюда. Это сотрудничество помогло мне понять некоторые реалии здесь и понять, куда я прихожу.
Но давайте проясним: у меня нет дружеских отношений ни с одним человеком из ПДС».
Напоминаем, что 10 декабря 2024 года Совет НИЮ объявил конкурс на замещение вакантной должности директора учреждения. Изначально, помимо румынки Рамоны Стругариу, были еще две кандидатуры: Натальи Балабан и Анатолия Мунтяну, но в итоге осталась только Стругариу.
После назначения румынки Рамоны Стругариу на должность директора Национального института юстиции возникли споры относительно этого решения, поскольку она не имеет гражданства Республики Молдова, которое необходимо для занятия этой должности.
17 февраля Совет НИЮ удовлетворил просьбу Рамоны Стругариу об отсрочке ее назначения на должность директора института, сославшись на «завершение необходимых процедур , касающихся права на труд и проживание».
Уже 25 февраля президент Майя Санду подписала указ о предоставлении Рамоне Стругариу гражданства Молдовы.
Юрист и адвокат Юрий Мэрджиняну раскритиковал назначение Рамоны-Виктории Стругариу на должность директора Национального института юстиции, назвав это решение незаконным . По его словам, «данное назначение является злоупотреблением властью, нарушением Конституции Республики Молдова».
В то же время бывший судья Виктория Сандуца подала официальное ходатайство в Совет Национального института юстиции с требованием отменить Решение № 5/1 от 14 февраля 2025 года, которым Рамона Стругариу была назначена директором учреждения. Бывшая судья в ходатайстве, среди прочего, упомянула, что согласно закону, регулирующему деятельность НИЮ, директор должен иметь не менее 5 лет опыта работы в управленческой, преподавательской или юридической сфере. Сандуца утверждала, что Рамона Стругариу не соответствует этому критерию, поскольку в течение последних 5 лет она была членом Европейского парламента и не работала ни в одной из упомянутых сфер.
Кроме того, Сандуца подчеркнула, что у Стругариу нет управленческого опыта, поскольку она не руководила никаким учебным заведением, не имеет опыта преподавания, не преподавала право и не работала практикующим юристом.