На горном хребте Брукс на Аляске ручьи, которые когда-то были настолько прозрачными, что из них можно было пить, теперь по цвету напоминают чай. Вода в них мутная, имеет металлический запах и способна окрашивать камни в оранжевый.
Местная рыба при этом задыхается, насекомые погибают, и все это происходит с ошеломляющей скоростью. Ученые обвиняют в проблеме не промышленное воздействие, а таяние вечной мерзлоты, пишет unian.net со ссылкой на earth.com
Тысячелетиями арктическая вечная мерзлота удерживала минералы «под замком», но с ростом температуры этот ледяной барьер разрушается, и вода и кислород проникают в свежеоттаявшую почву и запускают химическую цепь в породах, богатых сульфидами.
Сульфиды окисляются, в результате чего образуется серная кислота, которая вымывает железо, алюминий, кадмий из окружающих пород. Впоследствии эти металлы попадают в реки и ручьи.
«Так выглядят кислотные шахтные стоки. Но здесь нет шахты. Это тает вечная мерзлота, которая меняет химию ландшафта», — пояснил биогеохимик Тим Лайонс из Калифорнийского университета в Риверсайде.
Новое исследование ученых, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, было сосредоточено на реке Салмон — ключевой водной артерии горного хребта Брукс. Оно имело целью показать, насколько далеко зашло загрязнение.
Но авторы подчеркивают: это не единичный случай. Подобные изменения происходят в десятках арктических бассейнов с такой же геологией и теми же процессами оттаивания.
«Я работаю и путешествую в горах Брукс с 1976 года, но нынешние изменения в формах рельефа и химии воды просто поражают», — сказал ученый из Университета штата Колорадо, соавтор исследования Дэвид Купер.
Впервые внимание к этому явлению было привлечено в 2019 году. Тогда эколог Педди Салливан из Университета Аляски летел в отдаленные районы изучать леса, смещающиеся на север, и пилот ему сообщил, что река Салмон после таяния снега не очистилась — она имела вид «канализации».
Впоследствии Салливан договорился о сотрудничестве с учеными Тихоокеанского университета Аляски и другими для установления причин и измерения экологических последствий этого явления.