Нынешний исполняющий обязанности директора Центра стратегических коммуникаций и борьбы с дезинформацией (CCSCD) Анна Ревенко прокомментировала прошедшие выборы и влияние России.
Она ответила на вопрос, какие группы населения наиболее уязвимы для воздействия Российской Федерации в Республике Молдова и почему, передает zdg.md
«В целом, речь идёт о людях, недовольных текущим положением дел, и это недовольство возникает как в экономической сфере, так и в сфере правосудия. Сегментация целевой аудитории гораздо сложнее, и существуют различные подкатегории, например, люди, которые никогда не взаимодействовали с Западом и формируют своё представление об этих обществах исключительно через третьих лиц. Именно здесь роль стратегической коммуникации первостепенна. Бессмысленно тратить ресурсы на то, чтобы доказать ложность чего-либо, вместо того, чтобы направить стратегическую коммуникацию на то, чтобы напрямую знакомить общественность с опытом и формировать собственное понимание, убеждения и установки, основанные на фактической реальности, поскольку, в отличие от россиян, которым приходится искажать реальность, нам достаточно распространять только правду и факты.
Следует помнить, что дезинформация затрагивает абсолютно любого человека, независимо от уровня его образования. Из-за информационной лавины обычный человек, например, уже не может постоянно проверять информацию. И тогда он полагается на различные источники, что приводит к потреблению информации, фильтруемой кем-то другим, а не конечным потребителем, и таким образом любая информация может быть извращена, манипулирована», — отметила Ревенко.
Она рассказала о том, как изменилась анатомия российской манипулятивной кампании на выборах 2020, 2023, 2024 и 2025 годов.
«В период с 2020 по 2025 год Россия апробировала свои тактики, методы и процедуры манипуляции и вмешательства по всему миру, и Республика Молдова неизменно была одним из излюбленных полей для их применения. Если пять лет назад речь шла об ограниченных или изолированных операциях, то сегодня мы видим машину, построенную на колоссальных ресурсах — сотни миллионов евро, вливаемых только на один избирательный цикл, которые питают перманентную кампанию, хорошо скоординированную и адаптированную к каждому сегменту общества. Параллельно с этим арсенал средств диверсифицировался и стал более изощрённым: сети сайтов-двойников (клонов), механизмы искажения информации (представление ложной или манипулятивной информации таким образом, чтобы она выглядела достоверной и проверенной. — Прим. ред.), использование искусственного интеллекта для создания достоверных подделок и кампаний по выдаче себя за другое лицо или организацию с целью манипулирования, обмана или влияния на общественность. — Прим. ред.), направленных на подрыв доверия людей к институтам и верховенству права
А инвестиции в офлайн-среду огромны и направлены на то, чтобы сбить страну с пути. Все сценарии, в которых не уважается законная воля народа, представляют собой риск для демократии. Противник делает ставку на оспаривание результатов, либо с помощью ложных нарративов о праве всех граждан Молдовы голосовать, либо посредством обвинений в том, что процесс был «украден» властями. Другой опасный сценарий — присутствие в правительстве антидемократических «троянских коней», которые игнорируют волю граждан и следуют планам противника, саботируя реформы, блокируя прогресс страны или возвращая её к полной зависимости от непредсказуемых игроков, таких как Россия.
Проблема заключается не только в правовой базе, но и в сложности доказательства скрытого финансирования и устойчивости системы к быстрым санкциям. Пророссийские игроки действуют через транснациональные сети, используя подставные компании, денежные потоки, которые сложнее отследить, и, по-видимому, «гражданские» кампании, скрывающие истинные источники. Когда государство пытается вмешаться, пропаганда немедленно отвечает обвинениями в «политических злоупотреблениях»», — добавила Ревенко.
Она также поделилась мнением о том, какие уроки нужно извлечь из прошедших выборов.
«Победа демократии, несмотря на свою исключительную важность, хрупка и является лишь этапом. Республика Молдова остаётся территорией, где общественный раскол далек от заживления. Технический результат важен, но его недостаточно для устойчивой стабильности. Эффективному правительству необходима поддержка населения, особенно когда речь идёт о проведении реформ. Российский пропагандистский аппарат ведёт эту непрерывную войну, которая не закончилась с подсчётом голосов. Напротив, учитывая ситуацию в России, дезинформационные действия могут усилиться.
Не будем забывать, что в 2029 году пройдут выборы в Брюсселе, а это значит, что Россия ещё больше нажмёт на газ, и сегодня, когда публичный рынок прежде всего глобален, это означает, что граждане Молдовы будут продолжать подвергаться дестабилизирующим действиям в плане коммуникации. Они живут не только в вакууме, где речь идёт о Республике Молдова, но и в пространстве, где демократические ценности постоянно подвергаются атакам. И именно эти ценности были в центре внимания на наших выборах и будут продолжать оставаться предметом дискуссий.
Мы также говорим о формировании устойчивости на уровне общества. Победа на выборах лишь показывает нам, что мы на правильном пути, а не то, что мы одержали окончательную победу. Борьба с дезинформацией остаётся по-прежнему неотложной.
Не будем забывать, что наш путь долог. Мы находимся лишь на этапе подготовки к вступлению. Нам предстоит ещё много битв, и миссия Центра не закончится в ближайшее время. И когда мы достигнем этой устойчивости, нам необходимо поддерживать её на том же уровне», — добавила Ревенко.
«Коммуникационная среда ещё долго не будет здоровой. И это так и на Западе, не только у нас. Чем раньше мы поймём и примем эту реальность, тем больше мы сможем сосредоточиться на самой войне, а не на бесконечном анализе того, как она возникла, почему и как её остановить. Среда коммуникации может стать здоровее лишь тогда, когда наш голос, голос демократических сил, будет звучать громче», — добавила Ревенко.