Точнее — 722,2 миллиона специальных прав заимствования (СПЗ), или около 981 миллиона долларов по текущему курсу. Данные финансовой организации изучил портал Mold-Street.
Ранее Mold-Street сообщил, что Молдова не получила последний транш в размере примерно 170 миллионов долларов от МВФ из-за истечения в октябре 2025 года программы, согласованной с международной финансовой организацией, главным образом — из-за того, что «выполнение налоговых и управленческих обязательств осталось отстающим».
Что говорит министр финансов
Министр финансов Андриан Гаврилица заявил прессе, что, хотя деньги не были перечислены, правительство обеспечило финансирование из других источников и покроет дефицит до уточнения бюджета.
«У нас был год, когда мы имели достаточно источников финансирования. При корректировке бюджета мы имеем сокращение примерно на 300 миллионов в стоимости обслуживания долга. МВФ должен прибыть с миссией в декабре, и мы обсудим планы и возможное сотрудничество», — сказал Гаврилица.
На вопрос журналистов о том, является ли решение МВФ следствием задержек в выполнении налоговых и управленческих обязательств, министр дал уклончивый ответ.
«Что касается МВФ, хочу повторить: принципиально важно, что мы, по сути, финансировались на более выгодных условиях», — подчеркнул министр.
Тем временем МВФ в ответе Mold-Street.com уточнил, что транш в размере примерно 170 миллионов долларов не был перечислен именно из-за задержек в выполнении обязательств.
В документе указано:
«В декабре 2024 года Исполнительный совет МВФ завершил шестой обзор программы по механизмам расширенного кредитования (ECF) и расширенного финансирования (EFF), а также второй обзор программы по механизму устойчивости и резильентности (RSF) с Республикой Молдова, что позволило перечислить примерно 162,6 миллиона долларов. Оба соглашения с Фондом истекли в октябре 2025 года, поскольку выполнение оставшихся налоговых и управленческих обязательств задержалось».
Ранее депутат правящей партии и бывшая министр финансов Виктория Белоус отметила, что хотя программа с МВФ завершилась, организация остаётся «важным партнёром развития». Она пояснила, что средства, изначально планируемые со стороны МВФ, были заменены финансированием в рамках Плана роста из ЕС.
Зачем нужен договор с МВФ
Блокировка транша МВФ в 170 миллионов долларов вызвала многочисленные реакции как в политической среде, так и среди экспертов.
Например, мэр столицы Ион Чебан, один из лидеров блока «Альтернатива», назвал ситуацию «выходящей за рамки нормы» и раскритиковал правительство за отсутствие прозрачности. Он подчеркнул, что задержка транша может негативно сказаться на отношениях Молдовы с другими внешними партнёрами.
Бывший премьер-министр и лидер Либерал-демократической партии Влад Филат также раскритиковал власть, назвав эту ситуацию провалом программы с МВФ.
«Правящая партия провалила собственную экономическую модель: живёшь за счёт долгов, показываешь инвестиции лишь на бумаге и теряешь международную доверие. Теперь, когда МВФ остановил финансирование, Молдова осталась с огромными долгами, незаконченными реформами и потерей доверия», — написал Филат.
В то же время председатель парламента Игорь Гросу заявил, что Молдова имеет «многолетние отношения» с МВФ и что сотрудничество продолжится даже без последнего транша.
«Есть вещи, с которыми мы не согласны, есть и такие, с которыми согласны. Но даже если этот транш не пришел, мы нашли решения. Нужно спросить у них, что им не понравилось. Они приедут в декабре — пусть скажут», — отметил спикер.
Он добавил, что некоторые рекомендации МВФ по бюджетной политике не соответствуют видению правительства:
«Некоторые говорят, что не нужно увеличивать зарплаты или пенсии, но мы считаем, что помощь людям необходима».
По мнению Стаса Мадана, директора программ в Expert-Grup, невыплата последнего транша подаёт рынку плохой сигнал.
«Для Молдовы программы с МВФ всегда были барометром макроэкономической стабильности и давлением на правительство, чтобы даже непопулярные, но необходимые реформы реализовывались. Кроме того, программы других партнёров часто привязываются к прогрессу по линии МВФ», — отметил эксперт.
Он пояснил, что последствия сейчас будут не такими болезненными, как в прошлые годы, благодаря европейской интеграции и более строгому мониторингу со стороны европейских структур. Но очень важно, чтобы новое правительство возобновило диалог с МВФ и продвинулось к новому соглашению.
«Учитывая наши бюджетные реалии с большими дефицитами последних лет на фоне множества кризисов и учитывая популизм вокруг, Молдове нужен новый договор с МВФ, чтобы держать под контролем необдуманное увеличение расходов, направлять дефицит преимущественно на инвестиции и создание добавленной стоимости, а не на текущие траты, и проводить реформы — не всегда популярные, но необходимые», — подчеркнул Мадан.
Кредиты на сумму около одного миллиарда долларов, невыданные МВФ
Данные МВФ показывают, что, начиная с 1993 года, Молдова получала ряд программ поддержки:
механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (CCFF), механизм структурного финансирования (STF), соглашения Stand-by (SBA), механизмы расширенного финансирования (EFF) и механизмы сокращения бедности и экономического роста (PRGF), которые с 2009 года называются механизмами расширенного кредитования (ECF).
Кроме того, Молдова в определённые периоды получала единовременные аллокации специальных прав заимствования (СПЗ).
Согласно данным МВФ, общая сумма невыданных кредитов с 1993 года составила 722,2 миллиона СПЗ (около 981 миллиона долларов) по состоянию на конец октября 2025 года.
Самые большие объёмы невыданных средств приходились на годы:
— 1995–1996 (около 44% от предоставленных кредитов),
— 2000–2003 (около 75%),
— 2010–2013 (около 14%),
— 2021–2025 (около 16,6%).