Санду Греку, генеральный директор Национального театра «Сатирикус Ион Лука Караджале», председатель Союза театральных деятелей Республики Молдова, высказал свое мнение о предложенных Министерством культуры и утвержденных на заседании правительства 10 января поправках к Закону о театрах, цирках и концертных организациях. В частности, речь идет о положениях, касающихся специальностей лиц, которые могут быть назначены на должность руководителя театра, цирка и публичных концертных организаций.
Министр культуры Сергей Продан , представляя на утверждение проект о внесении изменений в Постановление Правительства № 1242/2003 о некоторых мерах по реализации Закона о театрах, цирках и концертных организациях, отметил, что данный документ предлагает расширить круг потенциальных соискателей на должность руководителя, отмечает Noi.md.
«По сути, эта поправка откроет возможности для назначения на должность финансово ответственных людей, способных управлять театрально-концертными учреждениями», — отметил министр.
Аргументы Сергея Продана не разделяет Санду Греку, генеральный директор Национального театра «Сатирикус Ион Лука Караджале», председатель Союза театральных деятелей Республики Молдова, считающий, что у театра есть своя специфика, и руководитель театра должен это хорошо знать.
«То, что сейчас пытается продвигать Министерство культуры (юристы, экономисты, люди, получившие образование в области государственного управления — в роли руководителей культурных учреждений), я считаю фатальной ошибкой. Это мое субъективное мнение, а также мнение Союза театральных деятелей. Повторяю, это фатальная ошибка, и все театры будут уничтожены, и я объясняю почему: любой инженер, экономист, техник, юрист придет в театр, как на завод, и, чтобы занять должность, попытается управлять театром как учреждением, которое производит что угодно, но только не театр», — заявил Санду Греку порталу Noi.md.
Согласно документу, на должность руководителя театра, цирка и публичной концертной организации назначается лицо, имеющее высшее образование по одной из следующих общих специальностей: искусство, экономика, право, административные науки и не менее 5 лет профессионального опыта в соответствующих областях, а также не менее двух лет опыта работы на руководящих должностях.
Санду Греку беспокоит не стаж работы, предусмотренный проектом, а гораздо более важный аспект, связанный со специализацией людей, которые могут стать руководителями театров.
«Раз уж они так не доверяют директорам театров, им следует ввести должность заместителя директора по экономике, которая фактически существует в театрах. И тогда я спрашиваю себя, что мешает этому заместителю по экономике вести всю бухгалтерию, следить за соблюдением закона? А директор театра должен быть творческим человеком, творцом. Театр — это не прежде всего бухгалтерия. Театр в первую очередь призван служить зрителю, населению, менять менталитет граждан. А для этого во главе театра должен стоять артист, который хорошо знает драматургию, читает пьесы, выбирает тексты, думает о проблемах, которые нужно ставить перед обществом, перед молодым поколением, чтобы каждый, придя в театр, не только получил удовольствие, но и вернулся домой с багажом знаний, с помощью которых он будет смотреть на мир по-другому».
Также генеральный директор «Сатирикуса» говорит, что юрист или экономист не может знать хороших мировых театральных режиссеров, которых нужно привлекать к постановке спектаклей, знать качество этих режиссеров, их профессионализм.
«Юрист не знает, кто такие современные или классические драматурги, нужен обществу тот или иной спектакль или нет, хорош ли спектакль для фестивалей, каково мнение театральных критиков. И это нормально, что они не знают этих вещей, так же, как я не знаю того, что знает юрист или экономист. Но для этого у меня есть юрист в театре, экономист, который решает вопросы, не столь важные, как постановка спектакля. Потому что, в конце концов, мы должны спросить себя: в чем заключается миссия театра? Миссия театра — создавать качественные спектакли, производить культуру и просвещать общество, а это не может делать театр, возглавляемый экономистом или юристом. Экономист не может понять, зачем мне, например, для спектакля нужно платье XVI века, или револьвер, или абажур из антикварной лавки. Экономист или юрист посоветуют мне пойти в обычный магазин и купить все это там. Мы становимся нелепыми, превращая профессиональный театр в любительский».
По словам Санду Греку, он обсудил предложения Министерства культуры непосредственно с Сергеем Проданом и премьер-министром Дорином Речаном.
«Один из аргументов властей заключается в том, что в театре есть художественный директор. Но его власть по отношению к директору театра равна нулю. Потому что руководитель театра нанимает людей на работу, подписывает контракты с режиссерами, которые ставят спектакли, с декораторами, композиторами, а художественный директор этим не занимается. И тогда возникает постоянный конфликт между художественным директором, который будет пытаться делать искусство, и назначенным директором — экономистом или юристом — который его не поймет и будет ему противостоять. Артисты — это личности, каждая со своей спецификой, и очень сложно поддерживать психологический климат и нормальные отношения в творческом коллективе. Руководитель театра должен хорошо знать психологию каждого актера и продумывать стратегию развития профессионализма актеров. Театр — это значительно больше, чем дебет и кредит в бухгалтерском учете или финансовом планировании. Театральные учреждения больше похожи на семью. Наши отношения складываются иначе. В театре репетиции длятся 18 часов, а дома мы находимся только 8 часов из 24, остальное время проводим в коллективе. Люди жертвуют собой, они опустошают себя морально, эмоционально, психологически. Этими людьми нельзя управлять как строительной бригадой. Власти этого не понимают, и я не знаю, поймут ли когда-нибудь, и это ранит меня».
Генеральный директор «Сатирикуса» также говорит, что ему не хотелось бы верить в то, что эти изменения в законодательстве имеют какую-то политическую подоплеку.
«Мне бы не хотелось думать, что мы дошли до того, чтобы менять директоров театров и делать это по политическим соображениям. Если это так, то, как говорится по-русски, «приехали». У нас есть директора театров, которые работают, предъявляют требования: в «Лучафэрул», в «Михае Эминеску», в Бельцком театре, в «Эжене Ионеско», в Кагуле . Театры участвуют в фестивалях, выпускают качественные спектакли, актеры из Молдовы явно превосходят своих коллег на международных фестивалях, и я говорю это без преувеличения. К сожалению, есть такая вещь, как продвижение людей, которые разбираются во всем. Некоторые, чтобы стать начальниками, говорят, что могут все, но не понимают одного: они не разбираются в своей собственной профессии. Власть проявляет неуважение к творцам, к работникам театра, к Союзу театральных деятелей».
Согласно данным, представленным на сайте, в ведении Министерства культуры находятся 11 публичных театральных учреждений: Национальный театр оперы и балета Maria Bieșu ; Национальный театр Mihai Eminescu ; Республиканский театр Luceafărul; Национальный театр Eugen Ionesco; Русский государственный драматический театр им. А. П. Чехова; Республиканский театр кукол Licurici; Театр Alexei Mateevici; Национальный государственный театр им. Василе Александри; Республиканский музыкально-драматический театр B.P. Hașdeu; Государственное учреждение Культурно-художественный центр Ginta Latină и Государственный молодежный драматический театр «С Улицы Роз».