Осужденный за кражу миллиарда по делу о «банковском мошенничестве» Илан Шор пригрозил Кишиневу применением силы. Об этом он заявил на митинге, 3 августа, в Комрате, сообщает корреспондент IPN из АТО Гагаузия.
Ведущий митинга Иван Стамов объявил Шора так: «к вам обращается меценат, верный друг Гагаузии и гагаузского народа Илан Миронович Шор». Появившись на большом экране, Шор заявил, что представители правящей партии PAS «боятся и понимают только силу», утверждая, что в Молдове нет законов, а правящая партия «творит беспредел”. Вместе с тем он призвал «защитить» Евгению Гуцул и «идти до конца», если 5 августа суд вынесет ей приговор, сообщает ipn.md
«Сегодняшние трусы и мерзавцы из PAS боятся и понимают только силу. (…) Они не понимают законов, в Молдове вообще нет законов, сегодня в Молдове творит беспредел правящая партия PAS. Мы должны до последнего отстаивать Женю. Сегодня ломают Гагаузию, ломают вас, ломают меня, ломают всех, кто не согласен с этими поганцами и мерзавцами. Очень скоро мы силой, может быть мягкой, а может быть твердой, вышвырнем этих поганцев из своих кресел и заставим их отвечать по закону за весь беспредел, который они сделали. У меня нет красных линий, от слова совсем, я пойду на все, чтобы освободить Молдову от этих подлых ублюдков», – заявил Шор, после чего участники скандировали «Победа».
Желание бороться с Кишиневом выразили и представители официальной власти Гагаузии. Заместитель председателя Исполкома Гагаузии Илья Узун призвал «слить» правящую партию «в канализацию».
Протестующие обвинили власти Молдовы в «политической расправе» над Гуцул и потребовали ее немедленного освобождения. В целом, сцена митинга превратилась в платформу для выражения недоверия к центральному руководству страны, осуждения европейского курса и поддержки «тесных» связей с Россией.
Ведущий Иван Стамов заявил, что люди пришли поддержать «нашу дочь, нашего башкана». Гуцул называли «символом» Гагаузии, «гарантом Уложения и каждого жителя Гагаузии”. Участники поддержали это заявление и скандировали: «Свободу Евгении Гуцул», «Санду – руки прочь от нашего башкана» и «Победа».
На протяжении всего митинга «сквозили» религиозные темы, начиная от плакатов с надписью по типу: «религия отвергнута» и заканчивая выступлением участников, которые заявляли, что «с ними Бог» и что «Бог всё видит и справедливость восторжествует». Депутат парламента Василий Боля даже цитировал «Святое Писание».
Продвигались идеи о том, что «никто не имеет право судить башкана и только жители автономии имеют право дать оценку работе» башкана. Гуцул называли человеком «чистого листа», то есть невиновной. А уголовное дело в отношении неё назвали «политическим беспределом PAS».
Иван Крецу, председатель Администрации Вулканештского района, назвал Гуцул «гарантом Уложения и каждого жителя Гагаузии» и заявил, что каждый «обязан быть гарантом для башкана».
Примар с. Конгаз (село, в котором построен GagauziyaLand), Михаил Есир заявил, что Гагаузию «отстоим» как в 90-е годы. Другая участница митинга из числа рядовых жителей Комрата заявила, тоже вспомнила 90-е заявив, что тогда тоже так стояли на площади, «чтобы поднять Гагаузию с колен».
На митинге неоднократно благодарили Россию. Представительница Совета старейшин Гагаузии Софья Петрова заявила, что Россия «десятилетиями помогала Гагаузии и всей Молдове». Вместе с тем требовали открытия как можно большего числа избирательных пунктов на территории Российской Федерации.
Первый заместитель председателя Исполкома Илья Узун заявил, что избирательных участков там только два, потому что там люди голосуют «за традиционные и семейные ценности» и «тёплые отношения с Россией».
Отдельной «строкой» депутаты Парламента из Кишинева, близкие к Гуцул и Шору, призвали не забывать, что Гагаузия проголосовала против европейской интеграции. В конце митинга растянули огромный плакат с лозунгами: «Free Gutul» и «Free Gagauzia».