1. Главная
  2. »
  3. Главное
  4. »
  5. Способность договариваться и интересы внешних игроков. От чего зависит урегулирование конфликта ПМР и РМ?

Способность договариваться и интересы внешних игроков. От чего зависит урегулирование конфликта ПМР и РМ?

История с подготовкой, а затем срывом подписания Меморандума Козака, произошедшая ровно 20 лет назад, показала, что молдо-приднестровское урегулирование зависит от двух важнейших факторов. Первый заключается в готовности самих Тирасполя и Кишинева договариваться и искать компромиссы, а второй состоит в учете интересов внешних игроков.

Такое мнение в ходе сегодняшней экспертной дискуссии в Приднестровском госуниверситете высказал политолог руководитель бюро социальных и политических исследований «Медиатор» Сергей Широков. Дискуссия была организована Институтом государственного управления и социально-гуманитарных наук, а также Центром изучения миротворчества ПГУ.

«Мы находимся в зоне пересечения интересов глобальных игроков: России, США, Евросоюза. И от их способности найти компромиссы, какие-то точки соприкосновения зависит и процесс молдо-приднестровского урегулирования», — констатировал эксперт.

Он напомнил, что подписание Меморандума Козака было сорвано как раз из-за внешнего вмешательства со стороны США и ЕС. «Именно тогда, 20 лет назад, мы в переговорном процессе почувствовали, что такое внешние интересы и как сильно они могут повлиять на нашу с вами жизнь», — отметил Сергей Широков, обратив внимание на то, что сегодня те же западные игроки, в частности ЕС, стали в регионе еще мощнее, а их влияние на Кишинев больше.

Эксперт подчеркнул, что идея создания Меморандума Козака была не каким-то «заговором Москвы» (как это порой сейчас утверждается в молдавских и румынских СМИ – прим. ред.), а принадлежала исключительно властям РМ. «Это было личное пожелание тогдашнего президента Молдовы Владимира Воронина, а Владимир Путин его поддержал, делегировав первого заместителя руководителя своей администрации Дмитрия Козака», — отметил политолог.

Он также напомнил, что идея федеративного государства предлагалась с 2002 года по инициативе ОБСЕ в качестве одного из путей выхода из переговорного тупика, в котором тогда находились ПМР и РМ.

«Это был поиск наиболее оптимальных моделей, которые бы учитывали и защищали интересы Приднестровья, что и нашло отражение в Меморандуме Козака. До сих пор за 20 лет в нашем переговорном процессе документ такого уровня не создан», — констатировал Сергей Широков.

Он рассказал, что переговорный процесс по меморандуму был весьма сложным, конфиденциальным, Дмитрий Козак часто действовал в режиме «челночной дипломатии» между Тирасполем и Кишиневом.

«В октябре 2003 года документ был парафирован, и оставался один шаг: визит Президента России, совместная встреча глав Приднестровья и Молдовы, на которой этот документ должен был быть подписан и вступить в силу», — напомнил эксперт.

При этом он подчеркнул, что у Тирасполя, Кишинева и внешних игроков, если все они привержены мирному и политическому урегулированию молдо-приднестровского конфликта, все равно нет другого пути, кроме создания и подписания документа, который будет описывать базовые принципы взаимоотношений между ПМР и РМ.

Напомним, что подписание Меморандума Козака должно было состояться 25 ноября 2003 года. Однако буквально в последний момент, в ночь с 24 на 25 ноября, Владимир Воронин под давлением Запада, в первую очередь американского посольства, отказался поставить свою подпись. Визит Владимира Путина в регион был сорван.

Дмитрий Козак тогда заявил, что действия молдавских властей находятся «за гранью добра и зла». Сам Воронин впоследствии утверждал, что его «попутали бесы». «Я не хочу сказать, что вмешался черт, но какие-то бесовские силы точно работали против этого всего», — сказал экс-президент РМ в интервью телеканалу НТВ.

Согласно Меморандуму Козака Молдова должна была стать федерацией, быть нейтральным и демилитаризованным государством, а Приднестровье получило бы в ней особый статус, сохраняя свое полное название (Приднестровская Молдавская Республика) и многие элементы самостоятельной государственности.

В соответствии с документом на переходный период до 2020 года на территории объединенного федеративного государства находились бы стабилизационные Миротворческие силы России численностью не более 2 тысяч человек, без тяжелых военной техники и вооружений.

После срыва подписания Меморандума Козака молдо-приднестровский переговорный процесс неуклонно деградирует. В отношениях Кишинева и Тирасполя, прежде всего по вине молдавской стороны, появляются новые проблемы, которые практически не решаются.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова,  прокомментировавшая  сегодня 20-летнюю годовщину меморандума, обратила внимание на то, что за прошедшие два десятилетия «ни молдавская сторона, ни ее западные спонсоры, ни ОБСЕ так и не сумели предложить никакой внятной альтернативы».

«Нынешний тупик в приднестровском урегулировании объясняется упорным нежеланием Кишинева позитивно реагировать на неоднократные призывы Тирасполя начать переговоры о принципах всеобъемлющего решения приднестровской проблемы. Очевидно, что без изменения молдавской стороной такого подхода ожидать подвижек не приходится», — подчеркнула представитель российского МИД.          

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают