По её мнению, в выигрыше остались только банки, а люди — проиграли.
По её словам, закон, который ввёл лимит на покупки за наличные, вызвал снижение сделок с недвижимостью на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом число ипотечных кредитов резко выросло — 1790 контрактов в третьем квартале 2025 года против 588 годом ранее, сообщает ziua.md
«О неудачных или, в лучшем случае, поспешных решениях я говорила ещё во время кампании. Закон, ограничивающий покупки за наличные, показал свои последствия. Если данные за второй квартал были не слишком показательными, то третий квартал уже говорит гораздо больше. Изменения вступили в силу 1 апреля, и рынку потребовалось немного времени, чтобы адаптироваться. Что имеем сегодня? Продажа и покупка квартир сократилась на 70% (1275 против 4000 в прошлом году). Зато, как и ожидалось, количество ипотечных кредитов выросло стремительно — 1790 контрактов против 588 год назад», — написала Стамате.
«Это при том, что банки и так сообщали о значительно более высоких прибылях ещё в период пандемии и после неё. Многие европейские страны решили дополнительно обложить налогом сверхприбыль банков. Но только не у нас. Мы продолжаем брать кредиты, даже если возвращать нечем. Главное — не „побеспокоить“ тех, кто зарабатывает всё больше. Или у них есть особая защита?» — добавила Стамате.
Напомним, что с 1 апреля в Республике Молдова вступил в силу закон, ограничивающий расчёты наличными при некоторых видах сделок.
Так, при покупке недвижимости наличными можно платить только если сумма не превышает эквивалент 100 средних месячных зарплат по экономике — примерно 81 700 евро.
Для транспортных средств установлен лимит в 50 средних зарплат, то есть около 40 800 евро.