Новейший терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Греции в порту Александропулис находится под управлением компании Gastrade и был введен в эксплуатацию осенью прошлого года.
Он, имеющий значение для диверсификации источников импорта Республики Молдова, Румынии и Украины, «загадочным образом» прекратил работу со второй половины прошлого месяца, передает mybusiness.md со ссылкой на altanalyses.org
После почти двухнедельной приостановки добычи на месторождении Шах-Дениз-2, которая негативно отразилась не только на поставках природного газа в Азербайджан по Трансадриатическому трубопроводу, но и на его позиционировании на региональном газовом рынке в разгар зимнего сезона, на терминале СПГ близ Александруполиса — еще одной потенциальной точке входа нероссийского газа в регион — произошел новый «странный» инцидент.
Так, по данным цитируемого источника, терминал неожиданно прекратил подачу газа в сеть DESFA. «23 января на сайте Gastrade появилось сообщение о том, что терминал приостанавливает свою деятельность из-за технических проблем. В отличие от случая с перебоями в поставках газа с основной буровой платформы «Шах-Дениз-2», в данном случае никаких объяснений дано не было. На следующий день оператор терминала в Александруполисе занял более оптимистичную позицию, заявив, что услуги по регазификации возобновлены с ожидаемой максимальной мощностью 31 300 МВт-ч/сут.
Однако данные, предоставленные операторами газотранспортной системы, не указывают на какой-либо поток газа с терминала. Это вызвало серьезные вопросы, оставшиеся без ответа. 28 января Gastrade вновь объявила, что услуги по регазификации будут недоступны до дальнейшего уведомления. Источники в отрасли предположили, что это «дополнительное уведомление» может поступить к концу недели (8 февраля), однако официального подтверждения на сайте компании не появилось. «Это говорит о том, что руководство не уверено ни в характере проблемы, ни в сроках ее решения, что не внушает доверия участникам рынка, ключевым партнерам и клиентам», — пишет Analyses u0026amp; Alternatives.
Инцидент произошел в пик зимнего потребления на фоне прогнозируемых низких температур и снижения уровня запасов газа в Центральной и Восточной Европе. В то же время существенно увеличился объем российского природного газа, поступающего по трубопроводу «Турецкий поток» в точке входа Странджа-2 на турецко-болгарской границе. Если в прошлом году средний приток составлял 41–42 млн кубометров в сутки, то в настоящее время он регулярно превышает 50–51 млн кубометров, приближаясь к пределу технической пропускной способности трубопровода.
«Неслучайно некоторые деловые круги связывают закрытие терминала в Александруполисе с «необходимостью освобождения рыночного пространства» для увеличения поставок российского газа. «Пробелы в поставках, образовавшиеся из-за недопоставленного СПГ, включая поставки из Америки, Катара и Алжира, быстро заполняются российским природным газом». Издание пишет, что Россия и «Газпром» кровно заинтересованы не только в закрытии терминала, но и в том, чтобы не допустить его превращения в стабильный альтернативный источник для региона.
Правда, по более реалистичной версии, одной из наиболее вероятных коммерческих причин приостановки работы терминала является отсутствие минимальных уровней использования и объемов СПГ, необходимых для экономически эффективной эксплуатации. «Это связано с демпингом цен на российский газ, поставляемый в регион через Турцию — по «Турецкому потоку» и «Голубому потоку». При скидках около 10% по сравнению с западноевропейским индексом TTF российский газ делает СПГ экономически неконкурентоспособным. Трейдеры избегают риска новых поставок СПГ через Александруполис, и даже контрактные поставки перенаправляются на другие терминалы, в том числе в Турции.
«Это еще больше ухудшает финансовые результаты Gastrade, оператора терминала», — сообщает Analyses u0026amp; Alternatives.