Президент США Дональд Трамп откажется от попыток организовать мирное соглашение между Россией и Украиной уже в ближайшие дни, если не увидит ясных признаков того, что такая сделка достижима.
Об этом ранее заявил глава Госдепартамента США Марко Рубио, а в пятницу подтвердил и сам Трамп, передает bbc.com
«Мы не собираемся заниматься этим месяцами. Поэтому нам нужно очень быстро определить — это вопрос нескольких дней — возможно ли это в ближайшие недели. Если да, мы в деле. Если нет, у нас есть и другие приоритеты», — сказал Рубио в четверг в Париже после встречи с европейскими лидерами и украинской делегацией.
Президент Трамп днем позже, в пятницу, сказал, что если из-за позиции России или Украины задача завершения войны окажется слишком сложной, то он «пожалуй, откажется».
«Конкретного количества дней нет, но — скоро. — ответил Трамп на вопрос о том, как скоро он примет этот решение. — Мы хотим сделать это дело. Две тысячи пятьсот человек в неделю погибают в этой битве. Это жестокая битва. А мы хотим ее остановить. В идеале. Но если по какой-то причине одна или две стороны очень осложнят эту задачу, то мы просто скажем: ну и глупо. Вы — дураки, вы — мерзкие люди. И мы просто скажем: мы, пожалуй, отказываемся. Но я надеюсь, что нам не придется этого делать».
В то же время Трамп сказал журналистам, что он не хочет сказать, что выходит из переговоров: он все еще считает, что у него есть хорошие шансы на то, чтобы остановить войну.
«Наступает решающий момент», — цитирует Трампа агентство Reuters.
Рубио о возможности выхода из процесса заявил вечером 17 апреля в Париже после первых за последнее время переговоров с участием делегаций США, Украины и ее европейских союзников. До этого администрация Дональда Трампа самостоятельно проводила консультации с Россией и Украиной, по сути исключая из этого процесса Европу.
На переговоры в Париж приехали глава Госдепа США Марко Рубио и посланник Трампа Стивен Уиткофф, который на прошлой неделе встречался с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге. Украину представляли министры иностранных дел и обороны, а также глава Офиса президента. Во встрече также участвовал президент Франции Эммануэль Макрон, глава МИД и советник по национальной безопасности Великобритании и несколько высокопоставленных чиновников из Германии.
«Президент очень сильно переживает по этому поводу. Он посвятил этому много времени и энергии… Это важно, но есть много других действительно важных вещей, которые заслуживают такого же, если не большего внимания», — добавил Рубио.
«Думаю, что важно всем напоминать, что украинская война — это ужасная вещь, но это не наша война. Мы ее не начинали. США помогали Украине больше трех лет, и мы хотим, чтобы все это закончилось. (…) Так что если они серьезно относятся к миру, одна из сторон, или обе, мы хотим помочь. Если этого не произойдет, мы просто будем двигаться дальше», — сказал Рубио.
Во время предвыборной кампании Трамп обещал положить конец войне в Украине за 24 часа, в течение первых суток на посту президента. Позднее, вернувшись в Белый дом, Трамп называл уже другие сроки, обещая добиться перемирия в течение полугода.
Трамп оказывает давление на обе стороны, чтобы заставить их сесть за стол переговоров, угрожая ужесточением санкций против России и прекращением военной поддержки Киева со стороны США на миллиарды долларов.
Как могут развиваться события дальше, пока неясно. Соединенные Штаты могут сохранить свою нынешнюю политику в отношении конфликта без изменений, сохранив санкции против России и продолжая оказывать помощь Киеву. Трамп также может принять решение о прекращении поддержки Украины.
Три европейских дипломатических источника сообщили Reuters, что комментарии Рубио отражают растущее разочарование в Белом доме из-за неуступчивости России в вопросе прекращения войны.
Если Вашингтон дистанцируется от переговоров, скорее всего, они окажутся безуспешными, поскольку ни одна другая страна не сможет оказать подобное давление ни на Москву, ни на Киев.
Рубио также сообщил журналистам, что после переговоров в Париже он поговорил с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и проинформировал его о «некоторых элементах» американской мирной программы.
По его словам, вопрос о гарантиях безопасности со стороны США как части любой сделки поднимался на переговорах в Париже. Гарантии безопасности — это вопрос, который «мы можем решить приемлемым для всех способом», но «у нас есть более серьезные проблемы, которые нам нужно решить, возможно ли это в краткосрочной перспективе», сказал Рубио, но никаких других подробностей не привел.
США до сих пор отказывались предоставить Киеву гарантии безопасности для поддержки любого будущего прекращения огня.
По словам Рубио, понятно, что заключить мирное соглашение будет сложно, но должны быть признаки того, что это может быть сделано в ближайшее время.
«Никто не говорит, что это можно сделать за 12 часов. Но мы хотим увидеть, насколько далеко они разошлись и можно ли сократить эти разногласия, возможно ли вообще добиться подвижек в течение того периода времени, который мы имеем в виду», — сказал Рубио.
Рубио также заявил, что европейцы должны сыграть центральную роль в любом мирном договоре, тем более что для достижения соглашения, скорее всего, придется отменить европейские санкции против России – чего Вашингтон самостоятельно сделать, разумеется, не может.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в пятницу тоже отметил, что определенные подвижки есть.
«Мы считаем, что определенный прогресс можно, собственно, уже констатировать. Это прогресс, связанный с временным мораторием, которого придерживалась Россия, — мораторий по ненанесению ударов по объектам энергетической инфраструктуры. Российская Федерация придерживалась этого моратория, чего не скажешь об украинцах», — сказал Песков.
По его словам, Россия стремится к урегулированию конфликта в Украине, обеспечивая при этом свои интересы, и что Москва по-прежнему открыта для диалога с США.
При этом Москва требует, чтобы Украина отказалась от стремления вступить в НАТО, чтобы Россия контролировала все четыре украинские области, на которые она претендует, и чтобы численность украинской армии была ограничена. Киев считает, что эти требования равносильны капитуляции.