Кабинет министров Германии принял проект поправок к Закону об авиационной безопасности.
Они позволят армии приходить на помощь полиции в случае, если неопознанные беспилотники мешают движению самолетов или создают другие угрозы, и в том числе применять силу в отдельных случаях, передает theins.ru
Теперь документу предстоит получить одобрение бундестага. Об этом сообщает издание Der Spiegel.
Как сообщается в статье, планируемая реформа «направлена на создание правовой определенности и упрощение координации между органами безопасности и военными в конкретных случаях», что позволит быстрее реагировать на угрозы со стороны беспилотников. При этом министр обороны Германии Борис Писториус предупредил, что 100-процентной защиты от неопознанных беспилотников, особенно тех, которые не прилетают из-за границы, а запущены внутри страны, такие меры не дадут.
Кроме расширения полномочий армии планируется и усиление полиции: в частности, министр внутренних дел Германии Александр Добриндт поручил 11-му управлению федеральной полиции (специализирующемуся на координации работы спецподразделений, борьбе с терроризмом и организованной преступностью) подготовить планы развертывания по всей стране мобильных подразделений по борьбе с дронами. Сейчас их существует всего несколько, они используются для защиты аэропортов и крупных мероприятий. Для этой цели правительство планирует выделить полиции €100 млн в рамках федерального бюджета. В штаб-квартире 11-го управления в Берлине будет создан единый центр наблюдения за беспилотниками, куда будет поступать информация от местных полицейских отделений, федеральной уголовной полиции и бундесвера.
Кто и зачем запускает беспилотники
Как писал ранее The Insider, за первые девять месяцев 2025 года по всей стране было зафиксировано 172 случая нарушений воздушного движения, вызванных беспилотниками, 123 из них — в непосредственной близости от аэропортов, в пределах полуторакилометровой зоны, в которой запуск беспилотников официально запрещен. Подобные случаи продолжают происходить — к примеру, неделю назад впервые закрывался из-за пролета БПЛА аэропорт Карлсруэ/Баден-Баден. Его происхождение и назначение осталось неизвестным.
Парламент федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, расположенной на севере страны, выходящей к Балтийскому и Белому морям и потому обладающей особым стратегическим значением, обратился к федеральному и региональному правительству с требованием ускорить создание единого координационного центра по борьбе с беспилотниками. В тексте обращения также отмечалось, что на базе земельной полиции уже создается специальное подразделение для этой цели, и указывалось на особую важность такой политики в условиях кризиса безопасности в Европе.
«Географическое положение на Северном и Балтийском морях, а также близость к Скандинавии создают для нас, в Шлезвиг-Гольштейне, особые трудности в отношениях с Россией. Такие действия требуют чёткого ответа и готовности к обороне», — заявил глава фракции Свободной Демократической партии в земельном парламенте Кристиан Фогт.
Впрочем, как отмечают специалисты, доказать связь беспилотников с Россией, даже в случае если их замечают над военными и инфраструктурными объектами, сложно. Немало проблем могут доставить и маленькие коммерческие беспилотники, запущенные гражданскими лицами: к примеру, 4 октября полиция провела операцию из-за неопознанного беспилотника в бесполетной зоне вокруг Франкфуртского аэропорта. В результате выяснилось, что беспилотник запустил местный житель, купивший дрон для развлечения. Сам он заявил, что хотел провести «короткий испытательный полет».
Почему армия не может просто сбивать беспилотники?
Как говорится в докладе исследовательской службы бундестага по международным отношениям, международному праву, экономическому сотрудничеству, обороне, правам человека и гуманитарной помощи, опубликованному 13 октября, вопрос о том, кто именно должен защищать стратегические объекты представляет собой «джунгли компетенций» — распределение ответственности между армией, федеральной и земельной полициями остается весьма туманным.
Согласно действующим немецким законам, бундесвер в этой сфере имеет право:
- обеспечивать безопасность воздушного пространства над военными объектами, в том числе сбивая любые беспилотники;
- некоторые трактовки Конституции Германии допускают применение вооруженных сил для защиты страны от беспилотников, которые можно однозначно идентифицировать как запущенные иностранным государством в целях разведки, шпионажа или диверсии даже без объявления военного положения — впрочем, как отмечается в докладе, ранее в истории страны ничего подобного не происходило;
- оказывать «административную» (материально-техническую, не связанную с применением силы) помощь полиции по запросу местных властей или приходить на помощь местным властям в случае чрезвычайного положения в отдельных регионах страны — в этом случае допускается прямое принуждение и применение оружия.
Для того, чтобы ради укрепления защиты от беспилотников не пришлось вносить изменения в конституцию, предложенный Добриндтом и согласованный правительством проект реформ содержит оговорку: применение огнестрельного оружия или спецсредств («глушилок») против беспилотников возможно будет только в том случае, если беспилотник «предназначен для использования против человеческой жизни или критически важного объекта, и это является единственным средством предотвращения этой неминуемой опасности». Остается неясным, как именно планируется идентифицировать беспилотники и решать, имеет ли армия право их сбивать — на невозможность установить, кто и с какой целью запускает дроны возле аэропортов, ранее уже жаловались представители полиции.
Технические трудности и возможные риски
Как рассказал в интервью Der Spiegel генерал-лейтенант ВВС Хольгер Нойманн, помимо законодательных ограничений, накладываемых на действия бундесвера внутри страны, технические возможности армии также не всегда позволяют защитить аэропорты и другие стратегические объекты: например, небольшие дроны, летящие на малой высоте сложнее обнаружить — для этого нужны специальные датчики, которых просто не хватает для полноценного покрытия. Кроме того, у армии просто не хватит ресурсов на постоянную охрану критической инфраструктуры:
«Мы можем оказывать поддержку, пока позволяют наши возможности. Но внутренняя защита от беспилотников не является первостепенной задачей ВВС в мирное время. Важно, чтобы гражданские власти создавали собственные подразделения. Мы можем помочь в этом, предоставив свой опыт. Операторы критически важной инфраструктуры также несут ответственность за её защиту».
Как объясняет Нойманн, при борьбе с беспилотниками важно учитывать возможные риски — ведь падающий дрон или его обломки, даже без взрывчатых веществ, могут представлять опасность для людей:
«Нужно учитывать последствия. Если собьёшь дрон, снаряд и обломки дрона неизбежно где-нибудь упадут. В зоне боевых действий, такой как Украина , этот риск приходится принимать, но, вероятно, не над густонаселённым районом Германии».