Суд в Лос-Анджелесе сократил срок заключения Эрику и Лайлу Менендесам, отбывающим пожизненное заключение за убийство своих родителей в 1989 году в особняке в Беверли-Хиллз, что дает им право на условно-досрочное освобождение. Они находятся в заключении с 1990 года.
Судья Майкл Джесик пересмотрел приговор братьям и приговорил их к 50 годам лишения свободы. Теперь их дело рассмотрит комиссия штата по условно-досрочному освобождению в июне, передает bbc.com
Окружной прокурор выступал решительно против смягчения приговора, заявляя, что братья не реабилитировались. Менендесы утверждали, что убили своих родителей, Хосе и Мэри Луиз «Китти» Менендес, в целях самообороны после многолетнего сексуального насилия.
О деле братьев Менендес написаны книги и сняты документальные фильмы, и американцы по-прежнему относятся к ним неоднозначно.
После пересмотра приговора во вторник братья выступили в суде с эмоциональным заявлением.
Они рассказали о жестоких подробностях убийств и о своем решении перезарядить ружья и продолжать стрелять в своих родителей в упор в гостиной своего дома. На момент совершения преступления братьям было 18 и 21 год.
«Мне пришлось перестать быть эгоистичным и незрелым, чтобы по-настоящему понять, что пережили мои родители в последние минуты», — сказал 54-летний Эрик Менендес в суде.
Он описал «шок, смятение и чувство предательства», которые, должно быть, испытали родители, увидев своих сыновей с оружием в руках и открывших огонь.
Голос 57-летнего Лайла Менендеса дрогнул, когда он говорил о последствиях своих «непостижимых» поступков для родственников.
«Я солгал вам и выставил вас на всеобщее посмеяние», — сказал он своей семье.
Оба извинились за свои поступки и рассказали о своих надеждах работать с жертвами сексуального насилия и помогать заключенным, если им будет позволено выйти на свободу.
Окружной прокурор Лос-Анджелеса Натан Хохман назвал решение о пересмотре приговора «монументальным» и «имеющим серьезные последствия для семей».
Большая часть слушаний была посвящена тому, чем братья занимались в тюрьме в течение последних 30 лет.
Члены семьи и те, кто работал с ними в тюрьме, подробно рассказали об образовательных курсах, которые они прошли, и программах, которые они создали для улучшения жизни заключенных, в том числе о хосписе для пожилых и больных.
Судья Джесик назвал работу братьев в тюрьме «замечательной», но отметил, что вынесенные им в 1996 году приговоры к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение на тот момент были оправданными.
«Сегодня великий день», — сказал журналистам у здания суда адвокат Марк Герагос.
Двоюродная сестра братьев Анамария Баральт, ранее в тот же день дававшая показания в суде, сказала, что их семья в восторге.
«Это сложный процесс», — сказала она о слушании по вопросу об условно-досрочном освобождении, которое ждет братьев, но отметила, что они «с нетерпением пройдут через эти двери, если это означает, что мы сможем вернуть их домой».
Судья также заслушал показания отставного судьи из Флориды, который сказал, что никогда не давал показаний в пользу какого-либо обвиняемого в уголовном преступлении, и рэпера Анерэ Брауна, отбывавшего срок вместе с обоими братьями и считающего, что они помогли ему выйти на свободу.
Окружная прокуратура выступает против освобождения братьев. Обвинители считают, что они солгали правоохранительным органам сразу после преступлений, солгали членам семьи и дали ложные показания на суде.
Прокуроры заявили, что братья продолжают «оправдывать» свое поведение, вместо того чтобы взять на себя ответственность за убийства в полном объеме.
«Нет сомнений, что они совершили все эти хорошие поступки в тюрьме», — сказал заместитель окружного прокурора Хабиб Балиан в своей заключительной речи.
Но, добавил он, при отмене единогласного вердикта присяжных в таком жестоком деле об убийстве важно «убедиться, что они действительно реабилитированы».
Дело вновь оказалось в центре внимания после выхода нового сериала Netflix «Монстры: История Лайла и Эрика Менендесов», а также документального фильма «Братья Менендесы».
По версии сериала, да и следствия, братья застрелили родителей из двух дробовиков, чтобы поскорее завладеть наследством и заодно получить солидную сумму по страховке. История детей, убивших своих богатых родителей, шокировала Америку.
Следователи установили, что прежде чем стать подозреваемыми, братья потратили значительную часть наследства на путешествия, роскошные часы Rolex, автомобили и престижную недвижимость.
В ходе первого процесса присяжные не смогли прийти к единому мнению о вине подсудимых. Братья уже тогда заявили о продолжавшихся много лет сексуальных домогательствах и насилии в семье.
В повторном разбирательстве утверждения о сексуальных домогательствах во внимание практически не принимались, и в 1996 году братьев признали виновными и приговорили к пожизненному заключению без права досрочного освобождения.
Фильмы привлекли внимание общественности и некоторых знаменитостей, в том числе Ким Кардашьян и Рози Оu0026#39;Доннелл, которые призвали освободить братьев.
«Они никакие не монстры, это добрые, интеллигентные, честные люди», — написала Кардашьян в статье для NBC News.
Предыдущий окружной прокурор Джордж Гаскон заявил о «моральной и этической обязанности» рассмотреть показания братьев и поддержал их просьбу о пересмотре приговора, позволив передать дело на рассмотрение судьи.
Что будет дальше
Теперь дело Менендесов рассмотрит 13 июня комиссия по условно-досрочному освобождению Калифорнии. Исход рассмотрения предсказать затруднительно, неясно даже, достаточно ли будет одного заседания.
Комиссия уже провела проверку дела братьев по просьбе губернатора Гэвина Ньюсома. Губернатор отдельно рассматривает просьбу братьев о помиловании — он может сократить им срок или выпустить на свободу.
В рамках просьбы о помиловании была проведена оценка риска, связанного с выходом Менендесов на свободу. Окружной прокурор заявил, что она показала «умеренный риск насилия» со стороны братьев. Однако полный отчет обнародован не был.
Ньюсом попросил комиссию по условно-досрочному освобождению провести оценку их опасности для общества в случае освобождения. Она уже подготовлена, но не обнародована.