3000-летняя гробница, высеченная в скале на западе Турции, оказалась в центре скандала после того, как из нее незаконно сделали кафе.
Археологический памятник, расположенный во Фригийской долине, превратили в коммерческий объект без разрешения Регионального совета по охране природы Турции, сообщает focus.ua
Эта гробница, расположенная в деревне Аязини в провинции Афйонкарагисар, входит в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО Турции. Гробницу переоборудовала частная компания Taş Bahçe («Каменный сад»), которая установила мебель, освещение и системы отопления, пишет Arkeonews.
На изображениях, опубликованных в социальных сетях заведения, гробница изображена как лаунж с коврами и диванами, а для привлечения посетителей установили качели. По словам журналиста Салима Узуна, все изменения сделали без согласования с властями, что вызвало возмущение ученых.
Профессор Невзат Чевик из Университета Акдениз отметил: «Без разрешения нельзя даже поставить стул рядом с зарегистрированным историческим объектом, не говоря уже о превращении его в ресторан».
Аналогично, профессор Хавва Ишкан отметила духовное и историческое значение гробницы, заявив: «Эти гробницы имеют глубокую духовную ценность. Сверление священной скалы для установки электричества ужасно. К сожалению, они превратили объект культурного наследия в тематический парк».
Министерство культуры и туризма Турции начало расследование, и генеральный директор по вопросам культурных ценностей и музеев Бирол Инчекоз подтвердил, что гробница является зарегистрированным археологическим памятником и что все изменения были несанкционированными.
«Мы начали судебный процесс и активно следим за этим объектом», — сказал он. Власти рассмотрели сообщения в социальных сетях как официальные жалобы, и с тех пор гробница была очищена от всех несанкционированных дополнений и возвращена в прежнее состояние.
Владелец бизнеса, Халил Чакмак, утверждал, что его намерением было поддержать местный туризм и стимулировать экономику региона. Он отметил, что оплатил определенные сборы за пользование землей, но признал, что конкретного разрешения на использование гробницы не получал.