Высшая судебная палата (ВСП) вынесла решение по первому делу из группы дел, известных как «Российская прачечная», в отношении бывшего судьи Каушанского суда, передает МОЛДПРЕС.
Как сообщили в ВСП, в мае 2011 года судья вынес постановление о взыскании 200 миллионов долларов США с российской компании в пользу британской. Решение было исполнено через банковскую систему Республики Молдова без оспаривания должником.
Нижестоящие инстанции, Кишинёвский суд и Кишинёвская апелляционная палата, установили виновность судьи в заведомом вынесении решения, противоречащего закону, на основании статьи 307 Уголовного кодекса. Он обжаловал решения и ходатайствовал об оправдании, утверждая, что в его деянии отсутствуют элементы состава преступления.
В своем постановлении, принятом в пятницу, ВСП отклонила доводы защиты и отметила, что судебное распоряжение на тот момент представляло собой нематериальный объект преступления, предусмотренного статьей 307, хотя это прямо не упоминалось в тексте закона. ВСП указала на ряд серьезных нарушений, допущенных судьей, таких как допуск документов в виде незаверенных копий, невыполнение перевода документов с неизвестных языков, отсутствие государственной пошлины, а также отсутствие у компании-бенефициара законного права на указанную сумму.
Коллегия пришла к выводу, что судья играл ключевую роль в сложном плане мошеннического получения распоряжения. Однако в связи с истечением пятилетнего срока давности ВСП решила признать судью виновным, но освободить его от уголовной ответственности.
На рассмотрении национальных судов находятся несколько аналогичных дел из «Российской прачечной». Судебная практика остается неоднородной: в некоторых случаях судьи были оправданы, в других — признаны виновными, но освобождены от наказания в связи с истечением срока давности.
«Российская прачечная» — это общее название схемы, посредством которой в период с 2010 по 2014 год миллиарды долларов из Российской Федерации были переведены по решениям судов, вынесенным в Республике Молдова, с использованием офшорных компаний и банковских учреждений. Эта схема расследовалась в нескольких странах и вызвала международную критику из-за коррупции и уязвимости судебной и финансовой системы Молдовы.