Открытие стало основой для разработки заживляющего препарата.
У людей с рыжими волосами дольше заживают ссадины и порезы на коже. Исследование на мышах выявило, почему. Это открытие может помочь в разработке более эффективных методов лечения для людей с любым цветом волос, пишет pnas.org
Цвет наших волос в значительной степени определяется геном MC1R, который кодирует белок, регулирующий соотношение черно-коричневого и красно-желтого пигмента в волосяных фолликулах. У обладателей русых и темных шевелюр варианты этого гена кодируют активные формы этого белка. Почти у всех рыжеволосых людей из-за мутаций в гене MC1R этот белок обладает пониженной активностью или неактивен вовсе. Генетика блондинов сложнее: у них могут встречаться как активные, так и неактивные формы белка.
Этот же белок присутствует и в нашей коже, где он оказывает противовоспалительное действие. Это натолкнуло исследователей из Эдинбургского университета на вопрос: не влияет ли он на заживление травм? Этот процесс требует кратковременной воспалительной реакции для очистки раны от микробов и омертвевших клеток, но если воспаление оказывается слишком сильным или продолжительным, заживление задерживается.
Проверка на мышах
Чтобы проверить эту гипотезу, ученые нанесли одинаковые повреждения на спинах черных и рыжих мышей. У последних белок MC1R был полностью неактивен. Результаты экспериментов напечатаны в журнале PNAS.
Спустя неделю раны у рыжих мышей в среднем уменьшились на 73%, а у черных — на 93%.
Тогда ученые решили испытать, сработает ли повышение активности этого белка в качестве местного лечения хронических ран, подобных тем, что подолгу не могут зажить у диабетиков.
В этом опыте мучили только черных мышей (активировать можно хотя бы частично работоспособный белок — воздействовать на «бракованный», как у рыжих, бесполезно): нанесли раны и обработали экспериментальным препаратом.
Через неделю выяснилось, что раны у мышей, получавших лечение, уменьшились в среднем на 63% — более чем в два раза быстрее, чем в контрольной группе, которой накладывали повязки с физраствором.
«Думаю, если бы рана стала вдвое меньше, особенно за такой короткий срок, пациенты были бы в восторге», — говорит фармаколог Дженна Кэш, руководившая исследованием.
Дальнейший анализ показал, что препарат работает за счет снижения количества воспалительных иммунных клеток.
Поскольку процесс заживления ран у мышей и людей довольно схож, этот подход перспективен для лечения людей, включая рыжеволосых, у большинства из которых белок MC1R сохраняет некоторую активность; тем, у кого этот белок не работает, новая методика точно не поможет, предупреждает Кэш.
Надежда на безопасность
Препараты, нацеленные на этот белок, уже используются для лечения таких состояний, как эритропоэтическая протопорфирия, при которой кожа чрезмерно чувствительна к солнечному свету. Поэтому есть надежда на приемлемый профиль безопасности новинки, отмечает исследовательница.
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы это подтвердить, убеждена Кэт Боги из Западного резервного университета Кейса в Огайо. По словам Кэш, испытания на людях запланированы на ближайшее время.
В ходе дальнейшей работы необходимо проверить, насколько безопасно и эффективно лекарство при инфицированных ранах, добавляет Боги: «Есть вероятность, что препарат может нарушить реакцию на инфекцию, а может иметь и противоположный эффект».
Для некоторых рыжеволосых это может показаться неприятной новостью, особенно учитывая предыдущие исследования, которые связывают рыжий цвет волос с повышенной чувствительностью к боли. Но Кэш уверена, что поводов для беспокойства нет.
«Рыжеволосым людям не стоит волноваться. У нас пока нет данных по людям, и даже если заживление у рыжего человека будет чуть медленнее, он, возможно, даже не заметит этого — эффект, скорее всего, весьма незначителен», — подытожила она.