1. Главная
  2. »
  3. Главное
  4. »
  5. Загадка старого особняка

Загадка старого особняка

В прошлом году одному из красивейших зданий Кишинева — дому Херца-Клигмана, он же Национальный художественный музей – исполнилось 120 лет. Каждый, кто проходит по проспекту Штефана чел Маре, не может не обратить внимание на это когда-то нарядное, а ныне ветшающее строение, а также задастся вопросом – что в нем расположено сейчас? И как долго оно будет находиться в таком состоянии?

Офицерское собрание… «министерство Бессарабии»… музей

В 1898 году кишиневский адвокат Моисей Клигман на месте приобретенного им типового строения построил одноэтажный дом с изысканно ассиметричным фасадом (б. Штефан чел Маре , 113). Вход в него, украшенный двумя ионическими колоннами, располагался не по центру, а справа, но гармонично уравновешивался архитектурой фасада, по которому между окон с резными карнизами расположились рельефные столбы, вторящие колоннам у входа.

Чуть позже – в 1903 году – рядом, на месте существовавшего с 1845 года детского приюта, который содержал помещик Йоргу Балш, построил для себя дом титулярный советник Владимир Херц (б. Штефан чел Маре, 115). Судьба этой семьи довольна интересная. Она была очень богата, и все свои надежды связывала с сыном Владимиром. А он взял и до беспамятства влюбился в оперную актрису, на которой не только официально женился, но и уехал за ней в Италию. Родители, не простив отпрыску опрометчивого легкомысленного поступка, лишили его наследства. Примирение с ними произошло после 1917 года, тогда Владимир Херц вернулся в Кишинев , основал Национальную партию власти и даже был избран примаром города. Умер он в 1924 году и похоронен на Армянском кладбище.

Специалисты предполагают, что проект для дома Херца разработал австриец Генрих Лонский (архитектор здания Благородного собрания). Здание с выступающими вперед ризалитами, с крышей, венчаемой куполами причудливой формы, было нарядно, как праздничный торт. Декоративное убранство – витиеватое литье, вазы по верху фасада, богато украшенного барельефами в виде растительного орнамента и аллегорических фигур, завершали парадную картину. Интерьер здания также изобиловал декоративными элементами – потолки и стены были расписаны фресками на мифологические сюжеты и щедро украшены позолоченным лепным орнаментом.

О том, в чем особая ценность этого здания, сайт Noi.md попросил рассказать искусствоведа Людмилу Куликову. «Чистого барокко у нас в Кишиневе нет, а это здание как раз с элементами барокко, — сказала искусствовед. Заимствования из венского барокко, стиля модерн и мавританского стиля создали прекрасный образец эклектики, характерной для кишиневской архитектуры рубежа веков. Конечно, очень важно сохранить это здание в полноценном виде. Мы все время говорим о том, чтобы быть ближе к Европе. Так давайте будем следовать их правилам в конкретных делах. Я была в Брюсселе и обратила внимание, что одно из зданий, совершенно ничем не примечательное, тем не менее имеет табличку, что это резервация, охраняемая государством. Даже простое каменное здание у них охраняется – у нас же есть настоящие архитектурные шедевры, которые, увы, находятся в плачевном состоянии».

Дом Херца за свою долгую историю успел послужить для совершенно разных целей. Уже в 1907 году в одной из кишинёвских газет появилась следующая заметка:

«Большой роскошный дом Херца сдан Пехотному Волынскому полку для размещения в нем канцелярии и офицерского собрания».

Спустя некоторое время в нём уже располагался театр «Модерн». В межвоенный период там располагалось учреждение, которое называлось Министерство Бессарабии.

В советский период (с 1952 года) в здании располагался Музей изобразительных искусств (Республиканский Художественный музей). А с 1957 года его расширили, и городская вилла адвоката Клигмана стала его частью. Именно тогда дома Херца и Клигмана соединили. Обычный житель Кишинёва видит в особняке Владимир Херца единый дом, однако наблюдательный глаз или любой специалист в области архитектуры заметит изменения. Здание соединено посередине домом Клигмана, который отображает собой неоклассицизм во всём своём великолепии: дом Клигмана более строгий, его колонны и пилястры заимствованы из неоклассицизма.

Праздничная архитектура этих зданий, выделяясь на фоне сурового монументализма строений сталинского периода помогала, и не читая таблички над входом, безошибочно определить, где в Кишиневе расположен Художественный музей. Здания стали уникальными для нашей столицы, хотя в довоенном Кишиневе существовал целый ряд домов примерно такого же стиля (например, Благородное собрание, на месте которого расположен кинотеатр «Patria», аптека Когана на углу ул. Армянской).

Первые экспонаты музея были переданы с баланса на баланс по распоряжению Минкульта СССР из запасников московских и ленинградских музеев, в основном – работы русских и советских художников. Имелось в фондах молдавское и русское театрально-декорационное искусство, был представлен, хотя и фрагментарно, русский модерн. Особую ценность имели полотна западно-европейских живописцев голландской школы 17 века и позднего итальянского Возрождения. Большинство картин безымянно. Установить авторство крайне сложно, так как возможности проводить атрибуцию самостоятельно у молдавских специалистов были крайне ограничены.

«Стало только хуже»

Дома Херца и Клигмана – это явления исключительные для нашего города. Здания, в которых располагался Художественный музей, объявлены памятниками архитектуры. Да, частично они восстановлены, но при этом утратили (и продолжают утрачивать) значительную часть своей историко-культурной ценности.

За реставрацию домов Херца и Клигмана, более 40 лет не ремонтировавшихся и находившихся в запустении, взялись в 2004 году. Планировалось в 2007 году завершить работы по реконструкции крыш и фасадов, а весь проект реставрации закончить до августа 2008 года – с тем, чтобы музей вновь стал доступен для посещения.

Как сообщали тогда СМИ, первоначальная смета затрат, предусмотренная на реставрацию музея, составляла 30 миллионов леев. 60 процентов стоимости проекта должно быть покрыто из государственного бюджета, остальная сумма – генеральным подрядчиком. Однако, по словам представителей Министерства культуры, учитывая подорожание строительных материалов, смета могла быть изменена по завершении реконструкции.

Но, к сожалению, реставрация так и не была закончена ни в 2007-м, ни в 2008-м, как это было обещано властями. Да, фасад строения был отделан к 27 августа 2007, Дню Независимости Республики Молдова, c тем, чтобы музей был сдан в эксплуатацию в августе 2008 года. Но затем последовала замена генерального подрядчика, что затянуло более чем на полгода реставрационные работы.

«Первый генеральный подрядчик – компания «Star Bait Company», которая строила поблизости гостиничный комплекс, была заменена в конце 2007 года, потому что некачественно выполнила ряд работ по отделке фасада здания, — рассказал для Noi.md директор Национального художественного музея Тудор Збырня, — Затем, а именно в 2008 году реконструкцией музея занималась фирма «Restauratorul», бывший Государственный комбинат по реставрации. В те же годы должна была построена галерея, которая объединяет Дом Херца и Дом Клигмана. Галерея была ранее разрушена, поскольку находилась в аварийном состоянии. Кроме того, готовилось благоустройство внутреннего дворика. Отсюда должны были быть откачаны сточные воды, построен забор, который изолирует музей от гостиничного комплекса. Внутри здания велись работы над окнами и дверями, реставрировались архитектурные наличники и карнизы, велись также работы по прокладке тепло-, электро- и водосетей, канализации.

Однако, поскольку работы велись некачественно, а фасад в результате стал выглядеть только хуже, работы были приостановлены. Начался долгий судебный процесс, а само здание тем временем перевели на консервацию – что подразумевает полное прекращение всех строительных работ и меры по защите здания от внешних воздействий. Художественный музей переехал в здание бывшей гимназии Дадиани по адресу ул. 31 Августа, 115, где прошел капитальный ремонт, и принимает посетителей.

«Мы начали доделывать этот проект, но нет фондов, — с сожалением констатирует Тудор Збырня. — Всего фондов на всю отрасль выделено 5 млн леев. Я знаю, что Минкульт в поисках средств и что они пытались найти спонсоров для реставрации здания, но увенчались ли эти усилия успехом, сказать затрудняюсь».

«Появится единая концепция»

Еще в 2018 году начальник управления культурного наследия Министерства культуры Светлана Почумбан в интервью для Noi.md подтвердила, что в данный момент дом Херца-Клигмана находится на консервации.

«Это здание находится на балансе Национального художественного музея, то есть в ведении министерства. У нашего Национального музея на балансе три здания, и все три – памятники архитектуры. Первые два – на Штефана чел Маре, то есть бывший дом титулярного советника Владимира Херца. и бывший дом адвоката Моисея Клигмана, и дом княгини Натальи Дадиани на 31 августа. Здание Херца и Клигмана реставрировали в 2005-2007 годах. Это была не полноценная реставрация, а своего рода косметический ремонт. На некоторое время его хватило, но нужны очень серьезные вложения, для того чтобы реставрацию закончить. Так что сейчас здание законсервировано. Это значит, что все коллекции оттуда вывезены и переведены на хранение в действующее здание музея. Были проведены серьезные работы для того, чтобы отвести сточные воды и укрепить крышу, чтобы здание не было повреждено метеоусловиями. В данный момент мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы найти европейского партнера, который поможет министерству восстановить его окончательно», — сказала Светлана Почумбан.

И вот несколько дней назад сайт Noi.md направил в Министерство культуры запрос с просьбой пояснить, изменилось ли что-то с тех пор? Чем увенчались поиски спонсоров реставрации? Какие средства необходимы для этого? Есть ли перспективы того, что этот архитектурно-исторический памятник в центре столицы будет восстановлен и вновь обретет свой статус музея?

Ответ нас обнадежил: «Национальный художественный музей в ближайшее время вместе с сотрудниками Министерства культуры, а также членами Совета по памятникам утвердит техническое задание на проектирование реставрации указанных строений.

Данная процедура необходима так как предыдущая попытка актуализации проекта вызвала негативный отклик в Совете по памятникам, прежде всего из-за пристройки между зданиями.

Как известно, ранее памятники архитектуры здания Клигман и Херца проходили этап реставрации, и он был неудачным.

Отсутствие полноценного проекта реставрации, а также проведение строительных работ параллельно с проектированием привело к существенным недостаткам и отклонению от международной практики по реставрации памятников архитектуры.

Поэтому позиция Министерства культуры направлена на акцентирование особого внимание качественной разработке проекта по реставрации памятников архитектуры.

Специалисты музея и Министерства культуры пришли к выводу, что в новый проект будут включены не только строения Клигман и Херца, но и строения музея, расположенные по ул. Сфатул Цэрий. Также в новом проекте должно быть предусмотрено благоустройство территории музея. Таким образом, появится единая концепция функционирования Художественного музея.

Министерство культуры и Национальный художественный музей после согласования технического задания и утверждения в Совете по памятникам эскизного проекта намерены привлечь меценатов для разработки проекта реставрации таких значимых для национального наследия объектов как здания Клигман и Херца. Предварительные консультации уже состоялись», — ответила главный консультант министерства Люба Лупашко.

Что ж, по крайней мере есть надежда, что жители и гости столицы дождутся того дня, когда памятник национального значения предстанет перед нами в обновленном виде и вновь станет украшением Кишинева.

Подготовила Светлана Деревщикова

Источник

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают