С поля кажется, что урожай будет щедрым, но в колосе почти нет зёрен — так сегодня выглядят пшеничные поля на юге Молдовы. Засуха нанесла серьёзный удар по сельскому хозяйству.
Фермеры из района Штефан-Водэ, приступившие к уборке урожая, называют этот год катастрофическим — с большими потерями и почти полностью погибшими посевами. Пока север и центр страны ещё надеются на приемлемую жатву, юг задыхается под тяжестью долгов и выжженных солнцем полей.
Братья Дынга из района Штефан-Водэ занимаются сельским хозяйством уже 15 лет. Засушливая зона на юге Молдовы каждый год осложняет сбор урожая. Чтобы как-то справиться, фермеры внедряют современные агротехнологии, но и они не приносят ожидаемого результата.
«Мы работаем по технологии no-till — как видите, землю не пашем и не культивируем. Если бы вспахали, урожая не было бы вообще. А так хоть что-то выросло. Но даже эта технология в таких экстремальных условиях не помогает нам удержаться на плаву», — посетовал фермер Андрей Дынга.
Осенью прошлого года засеяли 150 гектаров пшеницы. Ожидали собрать как минимум по 5 тонн с гектара, как в прошлом году. Однако из-за засухи урожай вряд ли превысит три тонны.
Фермеры признают, что если в центре и на севере Молдовы были дожди, и там ожидается хороший урожай, то их регион этой весной осадки обошли стороной. И если с пшеницей ещё удастся собрать хоть что-то, то с другими культурами дела обстоят гораздо хуже.
Пётр Онофрей в этом году засеял 35 гектаров подсолнечника. Расходы превысили 17 тысяч евро. В прошлом году урожай составлял почти по 3 тонны с гектара, что позволило окупить инвестиции. Но сейчас — всё иначе: его душат долги.
«В этом году продавать нечего. Немного пшеницы соберём, рапс очень слабый. Даже не знаем, как выкарабкаться из долгов. Надеемся только на Бога — может, как-то справимся», — рассказал он.
В прошлом году в Молдове было собрано в среднем 990 тысяч тонн пшеницы, из которых 640 тысяч ушли на внутренний рынок. В этом году власти прогнозируют, что общий объём производства составит до 1 миллиона 180 тысяч тонн, из которых около 850 тысяч — на экспорт.