Одинаковые черно-белые полосы все чаще украшают пригороды мегаполисов Испании.
Это кварталы-зебры, здания-близнецы, от Бильбао до Малаги, которые вызывают бурные споры: архитекторы называют их «недвижимостью быстрого питания», а застройщики ими гордятся, указывая на широкий спрос, передает euronews.com
От Виго до Альмерии, через Сарагосу, Валенсию или Памплону — испанский городской ландшафт все чаще повторяет одну и ту же схему: здания с черно-белыми полосами, одинаковыми балконами и вентилируемыми фасадами, которые вырастают повсеместно, независимо от климата, контекста или города. Учитывая серьезную проблему с жильем в Испании, это типовое строительство стремительно развивается.
Так называемые «зебровые блоки»- явление, которое прошло путь от невидимости до вирусной тенденции благодаря Instagram-аккаунту @bloque_cebra, созданному группой молодых архитекторов, которые задокументировали более тысячи примеров по всей Испании.
«Это происходит от ощущения, что мы сыты по горло, что зебра распространяется, навязывает себя и становится нормальной», — объясняют создатели аккаунта, которые предпочитают оставаться анонимными, чтобы критика не переходила на личности. С двумя миллионами просмотров в месяц их проект достиг беспрецедентного результата: вывел дискуссию о качестве архитектуры за пределы профессионального круга в общественное мнение. Они даже придумали «зеброметр» для измерения степени зебризма каждого здания.
Этот термин определяет не архитектурный стиль как таковой, а скорее стандартизированное направление строительства, где решения отвечают скорее критериям экономической эффективности, чем творческой рефлексии. Формула проста: темные полосы затемненных окон и балконная отделка цвета антрацита, чередуются со светлыми полосами вентилируемого фасада. Результат: клонированные здания, которые можно увидеть где угодно — от Пиренеев до Канарских островов.
По мнению критиков, «зебровые» блоки представляют собой кульминацию модели, в которой архитектура низведена до уровня бюрократической формальности. «Это как недвижимость быстрого питания», — резюмирует группа @bloque_cebra. «Застройщики, которые строят по системе, занесенной в таблицу Excel, где все сведено к эффективности, а работа архитектора отодвинута на второй план».
Архитектор из Бильбао Иньиго Берасатеги из бюро BeAr написал разгромную статью об этом явлении в журнале Patio, где он говорит о «чуме», «какофонии кьяроскуро» и «мире, который не принимает благородные ценности общества». Берасатеги критикует тот факт, что эти здания построены «спиной к улице, без видения района», с интерьерами, где «полы имитируют дерево, столешницы — мрамор, а пластиковые двери — сосну».
Операция Garellano в Бильбао стала хрестоматийным примером. Оригинальный проект престижной лондонской студии Ричарда Роджерса был упрощен до банальности «адаптациями» городского совета. Результат: линия горизонта, преобразованная башнями-зебрами, которые местные архитекторы описывают как «травматичные и антиутопичные».
Но это явление не ограничивается определенным социальным слоем. Кварталы-зебры существуют во всех диапазонах, от социального жилья до квартир за два миллиона евро. «Есть зебры социальной аренды и элитные зебры», — подтверждает @bloque_cebra, показывая, что проблема не в цене, а в модели.
Критика направлена в разные стороны: на застройщиков, которые стремятся получить максимальную прибыль, тиражируя оптовые проекты; на городские советы , которые ставят во главу угла рационализацию процессов; на нестабильную профессию, где многие архитекторы вынуждены выбирать между созданием «зебр» и отсутствием работы. Хорхе Лопес Конде, архитектор и эксперт по новоевропейскому Баухаусу, предупреждает: «Это испанское и уникальное явление, оказывающее огромное влияние на окружающую среду. Это здания, которые не приспособлены к климату и не связаны с ним, а также не построены из материалов из окружающей среды».
Мираж желаний и его городские последствия
Парадокс зебровых кварталов заключается в том, что они продаются как современные и авангардные, в то время как на самом деле представляют собой противоположное: отсутствие архитектурной решительности. «Зебра представляет собой отсутствие выбора, — объясняют авторы @bloque_cebra. — Это результат того, что мы называем городской пассивностью».
Чтобы компенсировать бедность внешнего дизайна и отсутствие интеграции с окружающей средой, застройщики прибегают к «зебровой упаковке»: бассейнам-инфинити, частным спортзалам, общественным зонам с искусственной травой, походным шкафам, ванным комнатам и холлам площадью три квадратных метра. «Это активы, призванные сделать продукт более привлекательным для покупателя, не обязательно принимая во внимание благополучие его обитателей», — критикуют архитекторы.
Проблема усугубляется на первом этаже. В отличие от традиционной испанской архитектуры, которая создает городскую жизнь с магазинами и услугами на первом этаже, кварталы-зебры, как правило, полностью закрывают эти пространства или оставляют их пустыми. «Есть сотни зданий с закрытыми коммерческими первыми этажами, — признает Ксавьер Вилайоана, президент ассоциации застройщиков APCE. — В результате получаются спальные районы, где нет никакой активности на улицах, где жизнь гиперприватизирована».
Эта тенденция радикально контрастирует с кварталами шестидесятых и семидесятых годов, с которыми некоторые пытаются их сравнить. «Те кварталы были связаны с местом, они были узнаваемы, они заботились об общественном пространстве, у них был диалог с объектами, — вспоминает @bloque_cebra. — Их создавали архитекторы, здесь же этой машиной никто не управляет».
Аргументы девелоперов прагматичны. «Это продукт, который работает и имеет клиентов», — утверждает Вилайоана, который отвергает ярлык «здания-зебры» и подчеркивает, что, поскольку в нем есть доля сборных деталей, «потребность в рабочей силе меньше, и это главная причина его строительства в секторе, где не хватает квалифицированной рабочей силы».
Neinor, крупнейший застройщик Испании, настаивает на том, что его проекты выполнены «лучшими архитектурными бюро страны» и соответствуют требованиям Технического строительного кодекса 2006 года, который ввел повышенные требования к изоляции.
Но для многих архитекторов это не является оправданием гомогенизации. «В то время, когда мы говорим об адаптации зданий к окружающей среде, они делаются абсолютно одинаковыми, они должны быть очень хорошими, если они одинаковы как для Бильбао, так и для Малаги, и в любой ориентации», — иронизирует Берасатеги.
Вопрос, который повисает в воздухе, звучит прямо: какой город мы хотим построить? Потому что, как предупреждает группа @bloque_cebra, «строительство производит эффект, который не ограничивается его непосредственными пользователями, но распространяется на окрестности, на соседей и на будущие поколения». Споры о том, запомнятся ли «зебры» как архитектурная визитная карточка нашего времени или как градостроительная ошибка, продолжаются. На данный момент они продолжают множиться по всей Испании, превращая ее городские окраины в полосатые джунгли, где экономическая эффективность взяла верх над архитектурными критериями.


