Эквадорская мафия в ответ на объявленное президентом чрезвычайное положение устроила беспорядки и столкновения по всей стране.
Бандиты из наркокартелей захватили телеканал в прямом эфире, взяли в заложники нескольких полицейских и устроили беспорядки в тюрьмах.
Не менее 10 человек, среди которых два сотрудника полиции, погибли в результате беспорядков в эквадорском Гуаякиле и соседнем с ним городе Ноболь. Об этом 10 января сообщила национальная полиция в соцсети Х. «В Ноболе, провинция Гуаяс, два наших товарища были подло убиты вооруженными преступниками», — сказано в сообщении.
BBC в своем репортаже пишет, что накануне, после исчезновения из тюрьмы главаря одной из мафиозных группировок, новый президент Эквадора Даниэль Нобоа объявил 22 мафиозные группировки террористическими организациями и заявил, что страна находится в состоянии внутреннего вооруженного конфликта. Он объявил в стране чрезвычайное положение. Режим чрезвычайного положения предусматривает, в частности, расширенные полномочия для полиции и военных, запрет на публичные собрания и комендантский час.
Во вторник вооруженные люди в масках ворвались в студию телеканала TC в портовом городе Гуаякиль во время прямого эфира. Они приказали сотрудникам канала лечь на пол; за кадром были слышны выстрелы и крики. Трансляция вскоре прервалась. Позже вооруженные люди ушли из здания телеканала, а еще некоторое время спустя полиция заявила, что все они арестованы, и опубликовала фотографии людей, лежащих на полу со связанными руками. Шеф эквадорской полиции Сезар Сапата сказал журналистам, что задержаны 13 человек, и у них нашли несколько единиц огнестрельного оружия, две гранаты и взрывчатку.
Как сообщает эквадорская и международная пресса, в понедельник и вторник в разных местах страны, в том числе в столице Кито, в заложники были взяты как минимум семеро сотрудников эквадорской полиции. В городе Куэнка неизвестные бросили самодельную бомбу в военный грузовик. В провинции Эсмеральда, как сообщила полиция, взрывные устройства были задействованы трижды. Взрывы гремели и в нескольких других местах Эквадора. В нескольких городах бандиты подожгли машины.
Как сообщает тюремное ведомство Эквадора SNAI, беспорядки вспыхнули в тюрьмах шести из 24 провинций Эквадора, при этом в некоторых случаях надзиратели были взяты в заложники. Спецназу полиции и военным пришлось подавлять бунты в тюрьмах провинций Эль Оро, Лоха, Чимборасо, Сотопаши, Асуай и Пичинча. После военные опубликовали фото полураздетых заключенных, окруженных солдатами во дворах тюрем. Из одной из тюрем в Андах во вторник вырвались 32 заключенных, в том числе лидер мафиозной группировки «Лос Лобос» Фабрисио Колон Пико. Он был арестован только в пятницу по обвинению в подготовке убийства генерального прокурора страны. 20 беглецов быстро поймали, но остальные, включая Пико, остаются в бегах.
Правительство Перу во вторник объявило чрезвычайное положение на северной границе с Эквадором. Премьер-министр Альберто Отарола пояснил, что на границу в помощь полицейским будут отправлены военные. Сколько именно военных будет переброшено на север, Отарола не уточнил. Соседи опасаются, что эквадорцы побегут к ним, спасаясь от беспорядков и беззакония.
Как сообщали местные СМИ, вооруженные банды проникли в университет Гуаякиля в Эквадоре, пытаясь захватить студентов и преподавателей. Некоторые медиа писали, что 50 студентов были убиты. Однако, как пишет Reuters, университет Гуаякиля заявил, что сообщения о проникновении преступников в его помещение были ложными, несмотря на заявления и видео в соцсетях.
На улицах Эквадора происходили стычки силовиков с бандитами и стрельба. Известно, что бандиты захватывали полицейские участки, школы, университеты и даже метро.
Британская газета Financial Times отмечает, что мафия начала расцветать в Эквадоре при левом президенте Рафаэле Корреа, который правил в 2007–2017 гг. При нем власти смотрели сквозь пальцы на наркотрафик через эквадорские порты на Тихом океане, заботясь в основном о том, чтобы в стране было поменьше насильственных преступлений. Но за наркотрафиком последовал и бандитизм, и с ним преемники Корреа справиться уже не смогли.