1. Главная
  2. »
  3. Главное
  4. »
  5. Закон “о сепаратизме”: репрессии за действия или убеждения?

Закон “о сепаратизме”: репрессии за действия или убеждения?

На первом в этом году пленарном заседании парламента депутаты от PAS в окончательном чтении приняли скандальные поправки в Уголовный кодекс, ещё известные как “закон о сепаратизме”. До 12 лет лишения свободы…

У депутатов правящей партии далеко идущие планы насчет этого документа. “Ястреб” из Кишинёва Оазу Нантой (так его называет приднестровская пресса) ждёт ареста руководства непризнанной ПМР, потому что “этот режим не имеет права существовать”. А вот председатель парламента Игорь Гросу настроен придать новому закону более широкий спектр действия, и “дать правовую оценку” не только “сепаратистам из Приднестровья”, но и “агентам Кремля, которыми набита Молдова”, пятой колонне и прочим группам “собирающим информацию о деятельности госструктур”.

Огласите весь список, пожалуйста

Закон о “сепаратизме” – это восемь новых статей в УК РМ, среди которых “Заговор против Молдовы” (от 2 до 7 лет тюремного заключения) и “Сепаратизм”. Также в Уголовный кодекс введены такие понятия, как “антиконституционный субъект”, “самопровозглашенная власть” и “незаконная информационная структура”. И предусмотрены наказания за установление и поддержание связи с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями для шпионажа и измене родине.

Например, за “сепаратизм” (действия, совершенные с целью отделить часть территории Республики Молдова) предполагается наказание от 2 до 5 лет. К сепаратизму также относится “производство и/или распространение в любой форме и любыми средствами материалов и информации, подстрекающих к таким действиям”. Наказание за “подстрекательство” – штраф в размере от 35 до 75 тыс. леев. За призывы к “сепаратизму” с применением насилия положено тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет. За финансирование “сепаратизма” – от 6 до 12 лет или штраф от 600 до 750 тыс. леев.

За действия, которые причинили “серьезную угрозу безопасности Республики Молдова” предусмотрено наказание от 12 до 20 лет. К таким действиям могут отнести передачу, хищение и сбор информации, составляющей гостайну и “передачу ее неконституционному субъекту”, а также “оказание ему помощи”.

…“Спецплан” по Приднестровью?

Первый и наиболее очевидный вывод – в первую очередь “закон о сепаратизме” направлен против Приднестровского региона.

Под занавес прошлого года в эфире телеканала TVR Moldova президент Майя Санду заявила, что официальный Кишинев сейчас разрабатывает некий план реинтеграции с Левобережьем. “Республика Молдова должна быть в любой момент готова к воссоединению, поскольку в такие периоды турбулентности могут появляться возможности, могут обостряться те или иные кризисы”, — заявила глава государства. Но поскольку официальный Тирасполь не собирается идти на обострение, о чем уже неоднократно говорил, выходит, на обострение может пойти официальный Кишинев?

Политический комментатор Виктор Никитуш предположил, что нынешняя реинтеграция будет осуществляться на основе “более или менее замаскированных федеральных принципов”. Все-таки слово “федерализм” вызывает аллергическую реакцию у молдавских правых. Как в это вписывается принятый парламентом 2 февраля в окончательном чтении “закон о сепаратизме”?

В середине этого месяца (предположительно, 17 февраля) может состояться очередная встреча политических представителей Кишинева и Тирасполя. Последний раз вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян и глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев встречались 2 декабря прошлого года в Кишиневе. Лидер Социал-демократической партии Виктор Шелин в интервью российской “Независимой газете” предположил, что на этих переговорах молдавская сторона предложит руководству и бизнесу Приднестровья сдать позиции и согласиться на условия Кишинева, в противном случае против них будут введены санкции ЕС и США.

Если учесть экспортную статистику непризнанной республики, введение западных санкций станет для неё очень большим ударом. Согласно данным Таможенного комитета ПМР, внешнеторговый оборот Приднестровья по итогам 2022 года составил 3,22 млрд. долларов, из которых 2,48 млрд. – импорт и 738 млн – экспорт. Если говорить о направлениях приднестровских поставок, то более ¾ экспорта в 2022 году пришлись на правобережную Молдову и Евросоюз (в частности, Румынию).

Как считает Виктор Шелин, на февральской встрече Серебряна и Игнатьева “будут обсуждаться условия безопасности для приднестровской власти” при “сдаче” Приднестровья, включая вопросы беспрепятственного перемещения и сохранения банковских счетов на Западе официальных и негласных лидеров непризнанной ПМР. Соответственно, при таком сценарии принятый молдавским парламентом на прошлой неделе “закон о сепаратизме” будет играть роль элемента устрашения на случай недоговороспособности приднестровского руководства.

Учитывая, что вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян сразу же после окончательного внесения депутатами PAS соответствующих поправок в УК встретился с послом США в Молдове Кентом Логсдоном и обсудил принятые парламентом республики поправки о борьбе с “сепаратизмом” (как написал в соцсетях один из комментаторов, “доложил куратору о выполнении приказа”) “спецплан” о принуждении руководства непризнанной ПМР к реинтеграции, о разработке которого говорила президент Санду, вполне может готовиться и курироваться Вашингтоном. А его окончательная цель, если исходить из заявлений Олега Серебряна на встрече с американским послом, — не только окончательное урегулирование приднестровского конфликта, но и демилитаризация региона, и завершение структурных реформ “по всей стране”.

Согласно другой озвученной версии, по плану Кишинева и Вашингтона в феврале 2023 года должен был состояться арест лидеров приднестровской администрации с последующим восстановлением контроля над этой зоной.

Как писал месяц назад телеграм-канал “Мамалыга и Токана”, ссылаясь на свои источники, по плану арест должен был состояться в Кишиневе, куда должны были пригласить делегацию из Тирасполя.

“Сразу после этого президент потребует восстановить конституционный порядок в приднестровской зоне под угрозой введения армии. Украинская сторона ждет этого не первый месяц и готова оказать “помощь”. Не исключено, что после этой утечки некоторые аспекты плана придется переиграть. Однако курс режима Санду на обострение ясен”, — отмечал тг-канал в середине января. При этом сценарии, получается, что в случае задержания лидеров приднестровской администрации молдавский парламент подготовил уголовные статьи для их “принуждения” или осуждения.

В Приднестровье принятие “закона о сепаратизме”, понятное дело, осудили. Верховный совет непризнанной республики предупредил Кишинев о принятии ответных мер. А глава МИД ПМР Виталий Игнатьев заявил, что это “очень мощный и опасный репрессивный механизм, который можно истолковать очень широко” и который может предполагать наказания даже не за действия, а убеждения.

“С завтрашнего дня под статью заговор против Молдовы можно будет подвести любого жителя Приднестровья”, — заявил Игнатьев. Про “любого жителя Приднестровья” – это, конечно, слишком громко сказано, но президент, правительство, депутаты, сотрудники правоохранительных органов, работники СМИ и госпредприятий непризнанной ПМР под новые положения молдавского законодательства вполне попадают.

Хотя в Кишиневе утверждают, что принятие скандальных поправок никак не повлияет на переговорный процесс (а депутат Нантой, например, говорит, что Игнатьев вполне может быть арестован, когда приедет в Кишинев), приднестровский политолог Андрей Сафонов считает, что Кишинев вполне сознательно сделал шаг к разрушению переговорного процесса с Приднестровьем. А также к разрушению переговорного формата “5+2”, недовольство которым молдавские официальные лица никогда не скрывали. К примеру, вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян считает, что в переговорном процессе должна возрасти роль Румынии и Евросоюза.

“Это отбрасывает молдавско-приднестровские отношения к началу 1992 года, когда администрация Мирчи Снегура уверяла, что с “приднестровским сепаратизмом” будет покончено, а “самопровозглашенные руководители республики-фантома” будут наказаны”, — написал Андрей Сафонов в соцсетях, добавив, что “всё это предпринято по прямому указанию Запада и Румынии”.

А вот один из лидеров “Гражданского конгресса” Марк Ткачук в интервью российскому изданию “Коммерсант” заявил, что принятие “закона о сепаратизме” может быть одним из способов для официального Кишинева “отцепить Приднестровье”.

“Молдовой правит политическая сила, у которой нет никакого желания интегрировать Приднестровье и его жителей. Более того, воссоединение с Приднестровьем – это в восприятии нынешней власти опасная химера, способная стать тормозом на пути Молдовы в Румынию (или в ЕС и НАТО). Но власть не может просто так взять и отменить весь багаж переговорного процесса за последние 30 лет, обязательства Молдовы – и конституционные, и международные – по предоставлению Приднестровью особого статуса в составе Молдовы. Поэтому власть нашла самый простой вариант отгородиться от Приднестровья, отцепиться от этого груза. Принятый “закон о сепаратизме” переводит общение с Приднестровьем из сферы политико-дипломатической в прокурорско-криминальную. С сегодняшнего дня 288 тыс. владельцев паспортов Республики Молдова в Приднестровье – это самые настоящие сепаратисты, заслуживающие, по мнению власти, только уголовного преследования”, — заявил политик.

В общем, если использовать терминологию Марка Ткачука, то разговор Кишинева с Приднестровьем и его жителями теперь будет идти на языке Уголовного кодекса. Только вот как тогда в феврале вице-премьер Серебрян будет общаться с “сепаратистом” Игнатьевым, а госкомпания “Энергоком” закупать у Молдавской ГРЭС электрическую энергию? По новым положениям УК РМ это уже можно считать пособничеством “сепаратизму” и “самопровозглашенной власти”, а также “финансированием сепаратизма”.

…Закон для устрашения Гагаузии?

А вот приднестровский политолог, директор Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун в интервью “Коммерсанту” предположил, что адресатом скандальных поправок в Уголовный кодекс на данном этапе может быть не столько Приднестровье, сколько Гагаузская автономия. Гагаузские политики и общественные деятели часто не только резко критикуют молдавскую власть, но и открыто поддерживают действия России на территории Украины, сказал он. Например, во время прошлогодних митингов даже звучали заявления о том, что российскую армию гагаузы встретят цветами.

В Гагаузии тоже полагают, что внесение поправок “о сепаратизме” может существенно осложнить автономии жизнь. Приднестровье в правовом плане для Кишинева далеко, да к тому же с российским военным присутствием за спиной, а Гагаузия рядом. Тем более, что скоро в автономии очередные выборы башкана. А под предлогом “заговора против Молдовы” и “сепаратизма” центральная власть вполне может не допустить к избирательной кампании целый ряд неудобных политиков, продвигая нужного кандидата. А потом вообще постараться зачистить политическое пространство в автономии. “Цели”, в принципе, уже намечены. Их еще в прошлом году в ходе антиправительственных протестов в Гагаузии поименно назвал местный портал, работающий на западные гранты.

“Это закон против Гагаузии, против Приднестровья и против тех, кто еще хочет говорить о какой-то справедливости, свободе и демократии. Именно эта законодательная инициатива развяжет руки действующей власти. Закон сделают так, чтобы жители возмущались молча”, — заявил порталу Спутник-Молдова председатель Наблюдательного совета общественной телекомпании ГРТ Михаил Влах. Кстати, одна из обозначенных “целей”.

Кроме того, поправки “о сепаратизме”, как считают политические комментаторы, позволят привлечь к ответственности гагаузских политиков, заявляющих о праве на самоопределение, если Республика Молдова войдет в Евросоюз через присоединение к Румынии. А в последнее время дискуссии об этом заметно активизировались. Или если действующая власть в Кишиневе попытается если не упразднить, то существенно урезать статус АТО Гагаузия. А тезис об этом, в том числе со стороны некоторых депутатов от PAS, в последнее время также несколько раз вбрасывался в информационное пространство.

… Или закон против всех, кто будет “мешать власти”?

В соцсетях (после одноименной статьи Марка Ткачука) сейчас активно распространяется хэштег #Ясепаратист. Потому что, как написал в Фейсбуке член Исполкома “Гражданского конгресса” Михаил Полянский, “закон о сепаратизме” – это не только и не столько про Приднестровье, “сколько против всех нас”.

Депутат Народного собрания Гагаузии Леонид Киося тоже считает, что новые поправки в УК власть в лице PAS будет использовать не только против Приднестровского региона и Гагаузии, но и в целом для борьбы с оппозицией. А по мнению общественного деятеля Михаила Влаха, этот документ “позволит наказывать тех, кто будет мешать власти”.

Например, под статью “Заговор против Молдовы” можно подогнать любое оппозиционное выступление, приправив его статьей “Незаконное финансирование”. Осенью прошлого года во время массовых антиправительственных выступлений, организованных партией “Шор”, со стороны руководства страны уже звучали такие обвинения. Например, президент Майя Санду говорила, что протесты в Кишиневе финансируются Москвой – так РФ, мол, мстит Молдове за поддержку Украины и солидарность с Евросоюзом.

“Сейчас в нашей стране действуют преступные группировки, стремящиеся дестабилизировать ситуацию в Молдове. Атаки на нас являются частью гибридной войны, с которой мы столкнулись. Группы, которые платят за участие в антиправительственных протестах, финансируются непосредственно Российской Федерацией”, — заявила глава государства. А председатель парламента Игорь Гросу тогда отнёс всех инакомыслящих к “шпионам ФСБ и агентам Кремля”. Сейчас же под эти обвинения у власти есть конкретные статьи Уголовного кодекса, позволяющие давить протесты в зародыше и задерживать организаторов и их “пособников”.

Или взять, например, вторую часть статьи “Сепаратизм” – “Подстрекательство к сепаратизму”, подразумевающее “распространение предметов, производство и/или распространение в различных видах СМИ материалов и/или информации, подстрекающих к сепаратизму”. Под это дело, в принципе, можно подогнать любое не совпадающее с линией партии и правительства высказывание в соцсетях или закрыть любое неудобное СМИ, одновременно взыскав за “подстрекательство” солидный штраф.

Так что “закон о сепаратизме” открывает широкий простор для интерпретации и применения. Что подтвердил и председатель правящей партии “Действие и солидарность” Игорь Гросу, заявивший с экранов телевизоров: “Считаем целесообразным хотя бы через 30 лет сепаратизма, подрывной деятельности в Молдове, пятой колонны, групп, собирающих информацию о деятельности госструктур, дать этому правовую оценку”.

Впрочем, как отмечает политический аналитик Корнелиу Чуря, этим законом власти могут оказать себе медвежью услугу.

“Представители правящей партии косвенно дали понять, что принятые парламентом поправки в Уголовный кодекс не направлены против унионистов. Но в унионистском лагере все-таки напряглись, потому что при смене власти “закон о сепаратизме” можно развернуть и в их сторону”, — заявил эксперт.

По мнению Корнелиу Чури, “закон о сепаратизме” направлен против Приднестровья и Гагаузии, но “не с сиюминутным результатом”. “Скорее, здесь присутствует желание властей, с одной стороны, припугнуть Тирасполь и Комрат , а с другой стороны, и это главная цель данного документа, отчитаться перед Западом и Киевом, что в Республике Молдова ведется борьба с российскими союзниками и симпатизантами, и в этом плане Кишинев что-то делает”.

Хотя, по словам Корнелиу Чури, положения “закона о сепаратизме” настолько общие и универсальные, что “их можно использовать против всех и всего”, он, тем не менее, не думает, что PAS тут же начнет прибегать к положениям этого документа и применять их на практике. Как считает эксперт, скорее, этот закон нужен был Кишиневу для отчета перед Вашингтоном и Киевом. И, может быть, был принят под их давлением.

Послесловие

Безусловно, в законодательстве любого независимого государства должна быть предусмотрена уголовная ответственность за любые действия, направленные на ослабление либо ликвидацию государства, в том числе за сепаратизм и унионизм. Однако, неужели сейчас самое время для принятия такого закона, которого не было 30 лет? Закона, который беспрецедентно обострит внутриполитическую ситуацию в стране, если мы по-прежнему считаем Приднестровье частью нашего государства? Неужели в ситуации, когда Республика Молдова имеет самую протяженную границу с Украиной — одной из воюющих стран, которой, как бы нам не хотелось, победа не гарантирована, нам нужно обострять отношения с напичканным оружием Приднестровьем и напрягать гагаузов? А также Россию, которая покровительствует Приднестровью и имеет там вооруженные силы? Разве нам кто-то гарантирует, что при любом действии в отношении Приднестровья или его руководителей Россия не запустит те же механизмы «защиты соотечественников», которые были применены в отношении непризнанных Южной Осетии и республик Донбасса? Неужели мы не учитываем, что Российской Федерации нужно всего несколько часов для того, чтобы, используя результаты, так называемого, «референдума о независимости» от 2006 гола, признать Приднестровье и заключить договор «О дружбе , сотрудничестве и взаимной помощи», в соответствии с которым на территории Молдовы могут появиться цели для российских ракет? Это же отработано руководством России уже несколько раз, и последний раз -меньше года назад, когда на основании такого договора с ДНР и ЛНР началась, так называемая «Специальная военная операция».

Руководство парламента и PAS не может это не понимать, но хочет войны? Скорее всего, войны не хочет никто, и в первую очередь молдавский народ. Так давайте не играть спичками…

Ксения Флоря

Источник

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Сейчас читают